Рабочая программа учебной дисциплины «Основное богословие» составлена в соответствии с учебным планом подготовки магистров по направлению «Подготовка служителей Русской Православной Церкви», профиль подготовки – «Православное догматическое богословие и патрология», и утвержденными стандартами и положениями Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования «Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви» (далее – Академия). При разработке рабочей программы принимались во внимание основные требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.04.01 «Теология» (уровень магистратуры).
1.1 Цели освоения дисциплины
Цель курса «Основное богословие» – помочь учащимся, во-первых, освоить сущность основных философских проблем и типовые их решения, а, во-вторых, снабдить студентов магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии философскими аргументами, вытекающими из природы философских проблем, при выражении сущности христианско-православного мировоззрения и при защите этого мировоззрения от нападок секуляристов всех степеней и неправо мыслящих. «Основное богословие» отличается от «Догматического богословия» именно этим – философским характером своих аргументов при раскрытии сущности христианско-православного мировоззрения и защите его от многоразличных нападок. «Догматическое богословие» обращается к сверхъестественному откровению – священному писанию и священному преданию – как к высшему авторитету. «Основное богословие» обращается только к естественным аргументам, взятых из области рационального или опытного знания. Причина понятна: для начального этапа ознакомления с христианским мировоззрением взрослых людей обращение к сверхъестественному откровению не имеет смысла, ибо сама категория «сверхъестественное откровение» как правило отвергается (следствие секулярного воспитания и образования в современном обществе). Начинать надо именно с аргументов, взятых из области собственно знания, а не веры, как в «Догматическом богословии».
1.2 Задачи изучения дисциплины
— введение в гносеологию
— ознакомится с основными аргументами за и против теории эволюции
-ознакомится с этическими воззрениями философов
1.3 Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Основное богословие» входит в базовую часть ООП и реализуется во втором семестре. Курс «Основное богословие» взаимосвязан со следующими учебными дисциплинами: «Догматическое богословие», «История философии», «История религий».
Для изучения дисциплины выделен один семестр обучения на первом курсе магистратуры. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из которых 36 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (18 часов – занятия лекционного типа, 18 часов – занятия семинарского типа, 36 часов – самостоятельная работа студентов). Форма итогового контроля дисциплины: зачет с оценкой.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
1.4.1 Компетенции (навыки) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся приобретает следующие компетенции:
1.4.1.1 Общекультурные компетенции (ОК):
— способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
— способностью использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития (ОК-10).
1.1.4.2 Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
— способность использовать знания в области информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-3).
1.4.1.3 Профессиональные компетенции (ПК):
— способность использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования (ПК-1);
— способность использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности (ПК-7);
— способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8);
Данные компетенции соотносятся с профессиональными компетенциями, представленные в ООП Теология СППДА РПЦ, в частности:
— готовность к распространению и популяризации богословских знаний (ПК-3);
— готовность оказывать духовную поддержку пастве (ПК-4);
— способностью вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях (ПК-7);
1.4.2 В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
• основные философские проблемы и типовые их решения;
• преимущество религиозного мировоззрения перед нерелигиозным;
• аргументы в пользу религиозного типа мировоззрения.
УМЕТЬ:
• использовать аргументы из категории «знания» при раскрытии сущности религиозных положений, подходящих под категорию «вера».
ВЛАДЕТЬ:
• навыками защиты православного вероучения без аппеляции к сверхъестественному откровению
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем дисциплины и виды учебной деятельности
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_зачетные единицы _72_ часа.
2.2 Тематическое содержание курса
1. Отношение веры и знания.
Гносеология.
Классификация гносеологических теорий.
Наивный реализм. Критический реализм. Субъективный идеализм.
Рационализм (Объективный идеализм).
Номинализм. Концептуализм. Мистицизм.
Спиритуализм. Дуализм.
2. Эволюция: аргументы за и против.
Иерархическая структура бытия.
3. Осуществимость автономной этики.
Этика. Философская этика.
Классификация мотивов. Свобода воли.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1 Контрольные вопросы по курсу
1. Гносеология: сущность, проблемы.
2. Классификация гносеологических теорий.
3. Наивный реализм.
4. Критический реализм.
5. Субъективный идеализм.
6. Объективный идеализм.
7. Номинализм.
8. Концептуализм.
9. Вера с гносеологической точки зрения.
10. Онтология: материализм.
11. Иерархическая структура бытия.
12. Эволюция.
13. Гедонизм.
14. Эвдемонизм.
15. Этика Канта.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
А) Основная литература
1. В. Зеньковский. Апологетика. Париж. 1957.
2. Г. Челпанов. Введение в философию. Москва. 1918.
3. Ф. Паульсен. Введение в философию. Москва. 1904.
Б) Дополнительная литература
1. П. Тихомиров. Типы гносеологических учений. Богословский вестник. 1900, июль.
2. В. Иерузалем. Введение в философию. С.-Петербург. 1902.
3. П. Линицкий. Вера и знание. Вера и Разум. 1889, №№ 6, 10, 12; 1891, № 24.В. Зеньковский. Основы христианской философии. Париж. 1964.
4. Иеромонах Серафим (Роуз). Православный взгляд на эволюцию. Москва. 1997.
5. Священник Константин Буфеев. Православное вероучение и теория эволюции. Санкт-Петербург. 2003.
6. Жизнь – как она возникла? Путём эволюции или путём творения? Нью-Йорк. 1992. Главы 2, 4, 5, 6.
7. Э. Л. Радлов. Ведение в философию. Петербург. Параграф 6 (Этика).