Византийское богословие

1. Цели освоения дисциплины

Цель курса «Византийское богословие» – познакомить студентов бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии с особенностями развития богословия восточной христианской традиции в период 5-15 веков, а также богословия пост-византийской традиции в контексте исторического существования Греко-Российской Православной церкви. Цель курса соотносится с требованием ФГОС Теология, который предполагает изучение сферы межконфессиональных отношений (ФГОС Теология п. 4.1)
Изучение Византийского богословия требует решения следующих задач:

  • познакомить студентов с богословскими и социально-культурными предпосылками возникновения и развития византийской богословской традиции на стыке эллинистической, христианской и римской традиций;
  • дать полноценное представление об основных направлениях, особенностях и специфике византийского богословского дискурса;
  • показать место и значение византийского богословия в истории ближневосточной и европейской христианской цивилизации, в ее философской и культурной традиции.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Византийское богословие» взаимосвязана и имеет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: Историей древней и средневековой Церкви, Византологией, Патристикой, Догматическим богословием, Историей философии.
Для успешного изучения дисциплины обучающемуся необходимы знания по Всеобщей истории, Истории философии, Истории  Церкви.
Для изучения дисциплины выделены два семестра обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы,  108 часа, из которых 64 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (34 часов – занятия лекционного типа, 30 часов – занятия семинарского типа, 44 часа – контроль самостоятельной работы студентов). Форма итогового контроля дисциплины: экзамен (8 часов).

3. Компетенции (навыки) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся приобретает следующие общекультурные компетенции (ОК), указанные в ФГОС Теология:

  • способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
  • способностью использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития (ОК-10).
  • способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

В результате освоения дисциплины обучающийся приобретает следующие профессиональные компетенции (ПК):

  • способность использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования (ПК-1);
  • способность использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности (ПК-7);
  • способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8);
  • готовность к распространению и популяризации богословских знаний (ПК-3);
  • готовность оказывать духовную поддержку пастве (ПК-4);
  • способностью вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях (ПК-7);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные исторические вехи развития византийского богословия;
  • причины и особенности формирования византийского богословия;
  • особенности и специфику богословско-философского синтеза в Византии разных эпох;
  • особенности пост-византийского богословского дискурса;
  • основные вехи из истории взаимоотношений византийской богословской традиции с западноевропейской богословской традицией.

Уметь:

  • аргументировано объяснить специфику богословско-философского синтеза в Византии, его достоинств и недостатков;
  • аргументировано объяснить отличия византийской ортодоксальной и гетеродоксальной традиций.

Владеть: навыками общения с инославной аудиторией и способностью объяснить отличия Православного вероучения от инославного вероучения.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет  4 зачетных единицы 108 часов.
Тематическое содержание курса

Первый семестр

1.Введение в предмет: периодизация, персоналии, тематика, проблематика. Соединение эллинистического, римского и христианского начал в византийской цивилизации и культуре.
2.Формативный период (до-халкидонский). Золотой век патристики и эллинская образованность. Византийское богословие и отношение к «внешней философии»
3.После-халкидонские богословские вопросы и вызовы неоплатонизма
4.Византийское богословие и полемика с иудаизмом. Византийское богословие и исламское учение.
5.Иконоборчество и иконопочитание: богословский дискурс. Рецепция византийского богословия в Европе.
6.Мистическое богословие св.пр.Симеона Нового Богослова. Исихастская традиция: богословие корпуса «Добротолюбия».

Второй семестр

1.    Аристотель между Востоком и Западом. Ответ на «вызов» томизма в Византии. Византийские томисты и антитомисты.
2.    Паламитские споры и исихазм.
3.    Византийское богословие и полемика с униатскими тенденциями.
4.    Судьбы византийского богословия в пост-византийском мире.
5.    Изучение византийского богословия в России.
6.    Изучение византийского богословия в мире.
7.    Традиции византийского богословия в русской религиозной философии XIX-ХХI веков.

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Контрольные вопросы по курсу

1.    Цели и задачи изучения Византийского богословия. Основы отношения Православной Церкви к византийской философии и гетеродоксии.
2.    Византийское богословие, аристотелиз и неоплатонизм.
3.    Богословско-философский синтез у св. Максима Исповедника, св.Иоанна Дамаскина, св.патриарха Фотия.
4.    Специфика византийского иконоборчества
5.    Особенности богословия корпуса «Добротолюбия».
6.    Флорентийская уния в контексте византийского богословия
7.    Богословие Фаворского света.
8.    Православное богословие в пост-византийском мире.

Темы семестровых и курсовых работ

1.    Византийское богословие в трудах русских дореволюционных ученых.
2.    Византийское богословие в работах богословов русской эмиграции.
3.    Современные исследования по византийскому богословию на Западе.
4.    Исследования по  византийскому богословию в современной России.
5.    Специфика византийского богословия в контексте византийской культурно-цивилизационной парадигмы

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

А) Основная литература
1.    Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-т.  / Под науч. Ред. Г.И. Беневича и Д.С.Бирюкова; сост. Г.И.Беневич. – М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009.
2.    Византийские исихастские тексты / Сост., общ. и науч. ред. А.Г.Дунаева. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской православной Церкви, 2012.
3.    Добротолюбие. Любое издание.
4.    Migne J. P . Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Vol.1-161.

Б) Рекомендуемая литература

1.    Архимандрит Амвросий (Погодин) Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. – М.: «Сирин», 1994.
2.    Балакин Ю.В. Христианские писатели II-XV века. Византия и латинский Запад: словарь-справочник. – М.: Форум, 2011.
3.    Болотов В.В. К вопросу о Filioque. – СПб., 1914.
4.    Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. – М.: Мартис, 1998.
5.    Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира  / отв.ред. А.Р.Фокин / Ин-т философии РАН. – М.: Языки славянских культур, 2012.
6.    Игумен Иларион (Алфеев) Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – СПб. : Алетейя, 2001.
7.    Каприев Г. Византийска философия. Четири центъра на синтеза. – София: «Изток—Запад», 2011.
8.    Кущ Т.В. На закате империи: интеллектуальная среда  поздней Византии. – Екатеринбург : изд-во Урал.ун-та, 2013.
9.    Мейендорф И., прот. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001.
10.    Морескини К. История патристической философии. – М.: Изд-во «Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина», 2011.
11.    Мейендорф И., прот. Пасхальная тайна. Статьи по богословию. – М.: ПСТГУ, «Эксмо», 2013.
12.    Саврей В.Я. Александрийская школа в истории христианской мысли: учебное пособие. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2012.
13.    Саврей В.Я. Антиохийская школа в истории христианской мысли: учебное пособие. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2012.
14.    Саврей В.Я. Каппадокийская школа в истории христианской мысли: учебное пособие. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2012.
15.    Соколов И. И. Свт. Григорий Палама, его труды и учение об исихии. Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела. – СПб., 2004.
16.    Шеррард Ф. Греческий Восток и латинский Запад: исследование христианской традиции / Пер. с англ. Ю.Канского. – М.: Фонд «Храм», 2006.
17.    Флоровский Г. В., прот. Избранные богословские статьи. – М., 2000.
18.    Tatakis B.N. Christian Philosophy in the Patristic and Byzantine Tradition – New Hampshire, 2007.
19.    Tatakis B.N. Byzantine Philosophy. – Cambridge, 2001.

В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
www.bogoslov.ru — научный богословский портал «Богослов.ру»
www.portal-slovo.ru — образовательный портал “Слово”
www.pravenc.ru — официальный сайт Православной энциклопедии

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

— компьютер
— интерактивная доска
— проектор