1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Рабочая программа учебной дисциплины «Библейское богословие» составлена в соответствии с учебным планом подготовки магистров по направлению «Подготовка служителей Русской Православной Церкви», профиль подготовки – «Православное догматическое богословие и патрология», и утвержденными стандартами и положениями Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования «Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви» (далее – Академия). При разработке рабочей программы принимались во внимание основные требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.04.01 «Теология» (уровень магистратуры).
1.1 Цели освоения дисциплины
Библейское богословие — относительно молодая научная дисциплина, сформировавшаяся в западной науке к концу 3-ей четверти XIX в. и разрабатывающаяся русскими православными библеистами с начала XX в. В отличие от экзегезы Библии, ставящей основной целью истолкование конкретных текстов Священного Писания, библейское богословие призвано проследить генезис и эволюцию ряда богословских идей на протяжении Ветхого Завета и их раскрытие в Новом, выстраивая, таким образом, «мостики», между различными книгами и текстами Библии, с одной стороны, и между различными библейскими эпохами, странами и культурами, с другой.
Цель библейского богословия как учебной дисциплины — дать студенту представление о развитии важнейших богословских идей на протяжении Ветхого и Нового Завета с учетом исторического, религиозного, культурного и археологического контекста.
1.2 Задачи изучения дисциплины:
- Ознакомить студентов с различными исторически сложившимися подходами в понимании термина «библейское богословие».
- Ознакомить студентов с методологией так называемого «независимого» (от церковного Предания) библейского богословия и указать на недостаточность и ограниченность данного метода исследования.
- Сформировать у студентов представление о развитии основных богословских идей в Ветхом и Новом Завете с основным вниманием на интерпретацию Священного Писания в историко-культурном и археологическом контексте.
1.3 Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «библейское богословие» входит в базовую часть ООП, является обязательной для изучения и реализуется в третьем и четвертом семестрах.
Курс «библейское богословие» взаимосвязан и имеет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: экзегезой Священного Писания Ветхого и Нового Завета, библейской археологией, историей Древнего Востока, догматическим богословием.
Обучение строится на лекционно-семинарском методе, при постоянном контроле усвоения студентами пройденного материала, что достигается проведением регулярных семинаров и итогового экзамена с соответствующей аттестацией.
Для изучения дисциплины выделено два семестра обучения на втором курсе магистратуры. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, из которых 60 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (30 часов – занятия лекционного типа, 30 часов – занятия семинарского типа, 93 часа – самостоятельная работа студентов). Форма итогового контроля дисциплины: экзамен (27 часов).
В процессе изучения материалов учебного курса предлагаются разнообразные формы работ: чтение лекций, семинарские занятия, написание тестов и письменных работ.
На лекционные занятия выносятся общие теоретические и проблемные вопросы, которые обеспечивают целостность восприятия материала, закладывают научные и методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы студентов.
Семинарские занятия способствуют осмыслению ведущих идей, теорий, систем, направлений в современной и святоотеческой библеистике, выработке аргументированной рефлексивно-творческой их оценке. Также они закладывают основу для эффективного написания письменных работ.
Особо значимой для подготовки студентов является самостоятельная работа по курсу. В ходе этой работы студенты отбирают необходимый материал по изучаемому вопросу и, проанализировав его, сопоставляют различные определения, концепции и делают выводы. Самостоятельная работа в курсе «библейское богословие» требуется для подготовки к семинарам. При самостоятельной подготовке студентов к семинарскому занятию рекомендуется ознакомление с литературой (первоисточниками), изучение конспектов лекций, выполнение предписанных заданий к семинару.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
1.4.1 Компетенции (навыки) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:
1.4.1.1 Общекультурные компетенции (ОК):
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способностью использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития (ОК-10).
- Данные компетенции соотносятся с общекультурными компетенциями, представленные в ООП Теология СПбПДА РПЦ.
1.4.1.2 Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
способность использовать знания в области информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-3).
1.4.1.3 Профессиональные компетенции (ПК):
- способность использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования (ПК-1);
- способность использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности (ПК-7);
- способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8).
Данные компетенции соотносятся с профессиональными компетенциями, представленные в ООП Теология СПбПДА РПЦ, в частности:
- готовность к распространению и популяризации богословских знаний (ПК-3);
- готовность оказывать духовную поддержку пастве (ПК-4);
- способностью вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях (ПК-7).
1.4.2 В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
- различные интерпретации термина «библейское богословие»;
- отличие «независимого» (от церковного Предания) библейского богословия в его методологической части от так называемых «органичного» и «междисциплинарного» видов библейского богословия, методологически базирующихся на церковных догматах;
- развитие основных богословских идей в Ветхом и Новом Завете с учетом историко-культурного и археологического контекста.
УМЕТЬ: самостоятельно проанализировать возникновение и эволюцию той или иной богословской идеи в Священном Писании Ветхого и Нового Завета, не рассмотренной в учебном курсе.
ВЛАДЕТЬ: методологией «междисциплинарного» библейского богословия, основанного на церковных догматах.
Данная программа является авторской, она может дополняться, изменяться в зависимости от задач, которые ставит перед собой преподаватель, а также от уровня подготовленности студентов и их профессиональной направленности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем дисциплины и виды учебной деятельности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 18 часов.
№ п/п |
Разделы и темы |
Семестр |
Неделя семестра |
Формы занятий |
Формы контроля | |||
Лекции |
Семинары |
Практические и лабораторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||||
1 | Понятие о дисциплине «Библейское богословие» |
1 |
1 |
1 |
||||
2 | «Независимое» библейское богословие и его методологические предпосылки |
1 |
2-3 |
2 |
||||
3 | Богословие исхода |
1 |
4-13 |
4 |
6 |
|||
4 | Богословие декалога |
1 |
14-16 |
3 |
||||
5 | Учение о Мессии |
2 |
1-4 |
4 |
||||
6 | Учение о Боге Отце |
2 |
5-6 |
2 |
||||
7 | Учение о Боге Сыне |
2 |
7-8 |
2 |
||||
8 | Учение о покаянии в Священном Писании |
2 |
9-10 |
2 |
||||
9 | Библейская эсхатология |
2 |
11-16 |
6 |
экзамен |
2.2 Тематическое содержание курса
Раздел 1. Дисциплина «библейское богословие» и ее методология
Тема 1.1. Понятие о дисциплине «Библейское богословие»
Вопрос о термине «библейское богословие»: библейское богословие как аналог догматического богословия, изучающая срез богословских идей в их конечном виде, или отдельная дисциплина, изучающая развитие богословских идей в их историко-культурном и археологическом контексте. Органичное, независимое и междисциплинарное библейское богословие.
Тема 1.2. «Независимое» библейское богословие и его методологические предпосылки
Возникновение и развитие историко-критического метода (ИКМ). Исагогическая направленность ИКМ. Библейская критика после Реформации. Отрицательная библейская критика XVII века: Т. Гоббс и Б. Спиноза. Литературное направление и документарная гипотеза: Ж. Астрюк и др. «Гипотеза фрагментов». «Гипотеза дополнения». Условия появления теории Велльгаузена. Велльгаузен и его школа. Теория Графа–Велльгаузена. Эволюционизм и гегельянство в при реконструкции истории Нового Завета. Вопрос о границах применимости «независимого» библейского богословия в православных исследованиях.
Раздел 2. Анализ генезиса и развития важнейших богословских идей Ветхого и Нового Завета
Тема 2.1. Богословие исхода
Важность вопроса о достоверности библейского повествования об исходе в силу его ключевого значения для последующей библейской истории Ветхого Завета. Хронология и археология исхода. Две основные датировки исхода. Данные библейского текста. Археологические данные: города Пифом и Раамсес — попытка идентификации, текст стелы Мернептаха, археологические аргументы У.Ф. Олбрайта в пользу поздней датировки, археология Иерихона, Гая и Хацора, заиорданские государства, поселения железного века I в Ханаане, алтарь на горе Гевал. Контекст египетской истории.
Богословие исхода. Избрание как центральная тема книги Исход. Освобождение народа как начало избранничества. Событие Пасхи. Исход и покровительство Господа. Заключение завета — выражение избранничества. Откровение Божие о Себе и внешние формы служения Израиля Богу. Формирование народа израильского.
Тема 2.2. Богословие декалога
Происхождение и классификация. Терминология. Обстоятельства происхождения. Скрижали завета. Текстуальные варианты декалога. Классификация в разных традициях. Краткое толкование декалога в историко-культурном контексте. Заповеди декалога в книгах Ветхого Завета. Десять заповедей в межзаветный период. Декалог у Филона Александрийского. Десять заповедей в Новом Завете. Значение ветхозаветного закона с точки зрения Нового Завета. Объяснение заповедей декалога Господом Иисусом Христом. Заповеди декалога в новозаветных писаниях. Отношение к субботе в новозаветных Писаниях и раннем христианстве.
Тема 2.3. Учение о Мессии
Эволюция ветхозаветных мессианских воззрений до пророка Исаии. Протоевангелие. Богословское значение слова «зера» (семя) для последующей библейской письменности. Благословение Ноем сынов Симовых. Благословение Господом Авраама. Благословение Иаковом Иуды (Быт. 49:10). Проблема интерпретации термина «Шило» в христианской и раввинистической традициях. Прорицатель Валаам. Термины «наби» и «косем». Догадка проф. СПбДА прот. А. Рождественского относительно «бней шет»; современные археологические свидетельства историчности личности Валаама. Особенности толкования библейского текста. Пророчество Моисея о «другом пророке» (Втор. 18). Песнь Анны пророчицы, матери Самуила. Пророчество Нафана о доме Давидовом.
Пророчества Исаии о Мессии. Пророчество об отроке Эммануиле (Ис. 7:14 и 9:6). Рождение младенца (Ис. 7:14): свидетельство масоретского текста, разночтение Великого свитка Исаии из Кумрана. Значение слова «альма» и его перевод на греческий язык в переводе Семидесяти. Эммануил как имя собственное в Великом свитке Исаии, личные качества младенца (Ис. 9:6). Пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева в связи с употреблением евангелистом Матфеем слова «назорей». Пророчество Исаии об Отрасли от корня Иессеева (10:33-11:1): филологический анализ и точный смысл в историческом контексте. Различные еврейские слова для обозначения понятия «отрасль» у Иереми и Захарии: проблема соотнесенности терминов и ее решение для палестинского иудаизма Второго храма с учетом кумранской рукописи 4Q285 «Мессианский лидер» и таргума. Объяснение слов евангелиста Матфея о Иисусе Христе как «Назорее». Песни Слуги Господня и идентификация личности Слуги. Первые три песни Слуги Господня. Их филологический анализ. Отражение идей первых трех песен Слуги в позднейшей палестинской литературе (Мессия как избранник Божий в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536). «Спасение» как мессианский титул согласно Великому свитку Исаии и аналогичные титулы в других местах Священного Писания Ветхого Завета. Четвертая песнь Слуги Господня. Ее подробный филологический анализ и святоотеческое толкование. Важные особенности текста четвертой песни в Великом свитке Исаии. Пророчество Исаии о деяниях Мессии. Пророчество Исаии о деяниях Мессии в 35, 42 и 61 главах. Проблема ответа Иисуса Христа ученикам Иоанна Крестителя о деяниях Мессии. Решение этой проблемы в свете кумранской рукописи 4Q521 «Мессия неба и земли».
Пророчество Даниила о 70 седминах. История экзегезы: в апокрифах, раннехристианской Церкви и в новейшее время.
Тема 2.4. Учение о Боге Отце
Отцовство в Ветхом Завете: а) филологический аспект; б) понятие отцовства в Ветхом Завете; в) учение о Боге как Отце в Ветхом Завете. Понятие об отцовстве во времена позднего Второго Храма и в период Мишны (II в. до Р.Х. — II в. по Р.Х.): a) общее нарицательное употребление термина; б) «отец» как почетный титул учителей; г) учение о Боге как Отце; д) выражение «Отец Небесный» в иудаизме. Понятие отцовства в индоевропейском и греко-римском древнем мире: а) этимологический аспект; б) древнее индоеврепейское представление об отцовстве; в) понятие отцовства в Древней Греции; г) влияние римских представлений на эллинистический мир. Учение об Отце — центр Христова учения о Боге. Евангельское учение о Боге Отце как Первом Лице Св. Троицы. Евангельское учение о Боге Отце как Отце всех людей.
Тема 2.5. Учение о Боге Сыне
Понятие «Сын Божий» в Ветхом Завете: 1) указание на ангелов; 2) указание на благочестивых людей; 3) указание на народ Израилев; 4) указание на царя Израилева; 5) указание на Мессию. Титулатура «Сын Божий» на древнем ближнем Востоке. Представление о богосыновстве в Римской империи. Идея богосыновства в межзаветный период. Выражение «Сын Божий» в Евангелиях. Сын Божий — Слово Божие: евангельская формулировка единосущия Сына Отцу. Вопрос о возможной связи учения о Логосе у св. ап. Иоанна Богослова c учением Ветхого Завета и предшествующей греческой и еврейской литературой: а) слово Божие в Ветхом Завете; б) значения слова λογος в древнегреческой литературе; в) термин λογος в древнегреческой философии; г) у Филона Александрийского; д) в Септуагинте; е) резюме. Предвечное рождение Сына от Отца. Сын также является Богом. Ложные интерпретации Ин. 1:1. Единородный Сын Божий. Сын вместе с Отцом участвует в творении мира. Отец спасает мир через Сына.
Тема 2.6. Учение о покаянии в Священном Писании
Покаяние как одна из важнейших этических идей Священного Писамния. Существенные аспекты библейского учения о покаянии. Учение о покаянии в Ветхом Завете: покаянные обряды закона Моисеева, разнообразие покаянных форм, общественная покаянная историософия книги Судей и личное (внутреннее) раскаяние по книге Иова и в 50 псалме. Учение о покаянии в пророческих книгах Ветхого Завета и в межзаветный период. Новозаветное учение о покаянии: у св. Иоанна Крестителя, у Господа Иисуса Христа и у св. апостолов.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
Для наглядности изложения и для погружения студентов в исторический контекст Ветхого и Нового Завета при изложении материала (при рассмотрении отдельных текстов) используются сведения из библейской археологии с демонстрацией иллюстративного материала — фотографий и видеозаписей объектов и артефактов, сделанных во время обзорных библейско-археологических экспедиций 2007-2013 гг., проводившихся кафедрой библеистики СПбПДА совместно с кафедрой библеистики МПДА под эгидой Учебного комитета Русской Православной Церкви.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1 Темы и планы семинарских занятий
1 семестр
Тема: «Богословие имени Божиего»
Вопросы для обсуждения
1. Основные имена Божии в Ветхом Завете: Элогим и Ягве. Их этимология и значение.
2. Имена Божии в Ветхом Завете, описывающие свойства Божии.
3. Особенности перевода личного имени Ягве в Септуагинте и в позднейшей европейской традиции.
4. Имена Божии в Апокалипсисе.
Литература
- Булгаков С., прот. Философия имени. Париж, 1953.
- Иларион (Алфеев), митр. Имя Божие // Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2011. С. 430-457.
- Мартенс Э.А. Бог: имена // Евангельский словарь библейского богословия. Под ред. У. Элуэлла. Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2000. С. 125-128.
- Диллард Р.Б. Бог: имя // Евангельский словарь библейского богословия. Под ред. У. Элуэлла. Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2000. С. 128-132
2 семестр
Тема: «Библейская эсхатология»
Вопросы для обсуждения
- Этимология термина и его содержание. Два вида эсхатологии.
- Эсхатология в Ветхом Завете.
- Эсхатология синоптических евангелий и евангелия от Иоанна: сопоставительный анализ.
- Эсхатология св. ап. Павла.
- Эсхатология книги Апокалипсис.
- Этика и эсхатология.
Литература
- Ианнуарий (Ивлиев), архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы // Христианское чтение. 2005. № 25. С. 67-79.
- Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси. Замысел Божий о человеке и свобода воли: эсхатологическая перспектива / Доклад на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17.11.2005) // Сайт Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. URL: http://www.theolcom.ru/doc/day1.03.mitr.Kirill.pdf (дата обращения: 25.07.2015).
- Климент (Капалов), митр. Эсхатология в книге пророка Исаии / Доклад на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17.11.2005) // Сайт Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. URL: http://www.theolcom.ru/doc/day1.04.mitr.Kliment.pdf (дата обращения: 25.07.2015).
- Скобелев М.А. Эсхатологическое учение в пророческих книгах Ветхого Завета и в иудейской письменноти около Рождества Христова / Доклад на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17.11.2005) // Сайт Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. URL: http://theolcom.ru/doc/day2.sect1.01.Skobelev_2006_04_14.pdf (дата обращения: 25.07.2015).
- Тимофеев А., прот. «Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Эсхатологическая проблематика в современной библеистике и в творениях Отцов Церкви / Доклад на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17.11.2005) // Сайт Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. URL: http://theolcom.ru/doc/day3.sect2.09.Timofeev.pdf (дата обращения: 25.07.2015).
- Юревич Д., прот. Эсхатология в кумранских рукописях // Христианское чтение. 2006. № 26. С. 111-122.
- Яннарас Х. Эсхатология: конец времени или свобода от времени? / Доклад на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17.11.2005) // Сайт Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. URL: http://www.theolcom.ru/doc/day1.08.Yannaras.pdf (дата обращения: 25.07.2015).
4.2 Контрольные вопросы по курсу
Два разных подхода к пониманию термина «Библейское богословие». Органичное, независимое и междисциплинарное библейское богословие.
Истоки «независимого ББ». Библейская критика после реформации. Библейская критика в XVII в.
- Литературное направление, документарная гипотеза, гипотезы фрагментов и дополнения.
- Велльгаузен и его школа. Теория Графа–Велльгаузена.
- Эволюционизм и гегельянство в при реконструкции истории Нового Завета. Итог «независимого библейского богословия».
- Хронология исхода: основная проблематика, ранняя и поздняя датировки.
- Археология исхода: стела Мернептаха, Иерихон.
- Археология исхода: Гай, Хацор, заиорданские города.
- Богословие исхода: исход и избрание народа.
- Декалог: происхождение и классификация.
- Краткое толкование первых 4-х заповедей декалога.
- Краткое толкование 5-10 заповедей декалога.
- Десять заповедей в межзаветный период (включая толквание деклога у Филона Александрийского).
- Заповеди декалога в новозаветных писаниях.
- Заповедь о субботе в новозаветных Писаниях и раннем христианстве.
- Пророчество об отроке Эммануиле (Ис. 7:14 и 9:6).
- Пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева в связи с употреблением евангелистом Матфеем слова «назорей».
- Четвертая песнь Слуги Господня в книге Исаии.
- Пророчество Исаии о деяниях Мессии в 35, 42 и 61 главах. Ответа Иисуса Христа ученикам Иоанна Крестителя в свете кумранской рукописи 4Q521 «Мессия неба и земли».
20. Отцовство в Ветхом Завете.
- Понятие об отцовстве во времена позднего Второго Храма и в период Мишны (II в. до Р.Х. — II в. по Р.Х.).
- Евангельское учение о Боге Отце как Первом Лице Св. Троицы и как об Отце всех людей (с учетом представлений об отцовстве в индоевропейском и греко-римском древнем мире).
- Понятие «Сын Божий» в Ветхом Завете.
- Титулатура «Сын Божий» на древнем ближнем Востоке и в Римской империи.
- Идея богосыновства в межзаветный период.
- Выражение «Сын Божий» в Евангелиях.
- Сын Божий — Слово Божие: евангельская формулировка единосущия Сына Отцу.
- Слово Божие в Ветхом Завете.
- Значения слова λογος в древнегреческой литературе. Термины λογος и ρημα в Септуагинте.
- Термин λογος в древнегреческой философии. λογος у Филона Александрийского.
- Учение о покаянии в Ветхом Завете: покаянные обряды закона Моисеева и разнообразие покаянных форм.
- Учение о покаянии в Ветхом Завете: общественная покаянная историософия книги Судей и личное раскаяние по книге Иова, учение о покаянии в 50 псалме.
- Учение о покаянии в пророческих книгах Ветхого Завета и в межзаветный период.
- Новозаветное учение о покаянии.
4.3 Темы квалификационных работ
Выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации)
- Типология и археология священных мест в древнем Израиле и на древнем Ближнем Востоке в связи с богословским осмыслением понятия жертвы.
- Развитие идеи святости в Ветхом и Новом Завете.
- Декалог в историко-культурном контексте и история его интерпретации в христианской Церкви.
- Особенности этической системы закона Моиссева в в сопоставлении с древнеближневосточными законодательными актами.
- Эсхатология в синоптических евангелиях и в евангелии от Иоанна.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Издания Священного Писания
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988.
3. Новая Женевская учебная Библия. Hänssler-Verlag, 1998.
4. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 1-12 / Под ред. А. П. Лопухина. 2-е изд. [Репр. изд.] Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.
А) Список обязательной (рекомендованной) литературы
1. Муретов М.Д. Новый Завет как предмет православно-богословского изучения // Муретов М.Д. Избранные труды. М., 2002. С. 33-149.
2. Тимофеев А., прот., Юревич Д., прот. Десять заповедей // Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2006. С. 459-473.
3. Э.П.С., Петров А.Е., Юревич Д., прот. Исход // Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2012. С. 31-58.
4. Юревич Д., прот. Библейские основания Таинства покаяния // Христианское чтение. 2008. № 29. С. 87-196.
5. Юревич Д., прот. Ветхозаветные пророчества о Мессии в кумранских рукописях // Христианское чтение. 2005. № 24. С. 128-191.
6. Юревич Д., прот. Евангелие. II. Учение о Боге // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 595-601.
Б) Список дополнительной литературы
Святоотеческая литература
- Августин, еп. Иппонский, блаж. О граде Божием. Минск; М., 2000.
- Афанасий Великий, свт. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан // Афанасий Великий, свт. Творения в 4-х тт. Т. 3. М., 1994, с. 251–276.
- Василий Великий, свт. Три книги против Евномия о Святом Духе // Василий Великий, свт. Творения, ч. 3. Сергиев Посад, 1900.
- Иоанн Златоуст, свт. Беседы на ев. от Иоанна Богослова. В 2-х тт. Т. 1–2. М., 1993.
- Иоанн Златоуст, свт. Беседы на ев. от Матфея. В 2-х тт. Т. 1–2. М., 1993.
Монографии
- [Корсунский Н.Н.] Пророчества о Мессии, содержащиеся в книге пророка Исаии. Ярославль, 1872.
- Dever W.G. Who Were the Israelites and Where Did They Come From? Grand Rapids, 2003.
- Durham J.I. Exodus / Word Biblical Commentary. Vol. 3. Waco, Texas, 1987.
- Fitzmyer J.A. The Dead Sea Scrolls and Christian Origins. Grand Rapids; Cambridge, 2000.
- Hahn F. The Titles of Jesus in Christology. London; Cleveland, 1969.
- Preuss H.D. Old Testament Theology. Vol. 1. Louisville, Kentucky, 1995. 372 p.
- Scobie C.H.H. The Ways of Our God. An Approach to Biblical Theology. Grand Rapids, 2008.
- Бартелеми Д. Бог и Его образ. Очерк библейского богословия. Б/м., 2013.
- Волнин А.К. Мессия по изображению пророка Исаии. Опыт библейско-богословского и критико-экзегетического исследования пророчеств Исаии о лице Мессии. — Киев, 1908, 476 стр.
- Григорий (Чуков), митр. Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова. Машинопись. Ленинград, 1926. [Машинопись].
- Григорьев И.Ф. Пророчества Исаии о Мессии и Его Царстве. Казань, 1901. 332 с.
- Корсунский И.Н. Перевод LXX: Его значение в истории греческого языка и словесности. Сергиев Посад, 1897.
- Моррис Л. Теология Нового Завета. СПб.: Библия для всех; СПбХУ, 1995. 392 с.
- Муретов М.Д. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса // Прибавления к Творениям святых отцов. 1881. № 28. С. 163-293; 1882. № 29. С. 496-540; 1883. № 31. С. 565-618; 1883. № 32. С. 3-85.
- Протопопов В. Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань, 1896.
- Рыбинский В.П. Древнееврейская суббота. Киев, 1892.
- Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету. М., 2004.
- Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование. М., 1900. 462 с.
- Феофан (Быстров), еп. Тетраграмма, или Ветхозаветное Божественное имя YHWH. СПб., 1905
- Шиффман Л. От текста к традиции. Иерусалим; М., 2002. 275 с.
- Юревич Д., свящ. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. СПб., 2004. 254 с.
- Якимов И.С., Елеонский Ф.Г., Троицкий И.Г. Толкование на книгу св. пророка Исаии. СПб, 1893.
Статьи
- Bimson J.J., Livingston D. Redating the Exodus // Biblical Agchaeology Review. 1987. 13:05 (Sep/Oct). CD ROM Edition.
- Collins R.F. Ten Commandments // The Anchor Bible Dictionary. Ed. D.N. Freedman. New York, 1997, 1992. CD ROM Edition.
- Fossum J. Son of God // Anchor Bible Dictionary. 6 volumes. N. Y., 1992. CD ROM electronic edition: Logos Library System 2.1f, 1996.
- Greenberg M. Decalogue // Encyclopaedia Judaica. CD ROM Edition. 1997.
- Greenberg M. Exodus, Book of // Encyclopaedia Judaica. CD ROM Edition. 1997.
- Hawkins R.K. Propositions for Evangelical Acceptance of a Late-Date Exodus-Conquest: Biblical Data and the Royal Scarabs from Mt. Ebal // Journal of the Evangelical Theological Society. 2007, March. 50-1. P. 31-46. Эл. версия: http://www.etsjets.org/files/JETS-PDFs/50/50-1/JETS_50-1_031-046_Hawkins.pdf.
- Hawkins R.K. The Date of the Exodus-Conquest is Still an Open Question: A Response to Roger Young and Bryant Wood // Journal of the Evangelical Theological Society. 2008. 51-2. P. 245-266. Эл. версия: http://www.etsjets.org/files/JETS-PDFs/51/51-2/JETS%2051-2%20245-266%20Hawkins.pdf.
- Hoffmeier J.K. What is the Biblical Date for Exodus? A Response to Bryant Wood // Journal of the Evangelical Theological Society. 2007. 50-2. P. 225-247. Эл. версия: http://www.etsjets.org/files/JETS-PDFs/50/50-2/JETS_50-2_225-247_Hoffmeier.pdf.
- Margaliot M. What was Written on the Two Tablets? / Parashat Ki Thisa. Lectures on the Torah Reading by the faculty of Bar-Ilan University. Ramat Gan, Israel. Parshat Ki Thisa 5758-1998. URL: http://www.biu.ac.il/JH/Parasha/eng/kitisa/mar.html (дата обращения: 15.07.2015).
- Mendenhall G.E. Covenant Forms in Israelite Tradition // Biblical Archaeologist. 1954. 17. P. 50-76.
- Merrill E.H. A Theology of the Pentateuch. A Theology of Exodus // A Biblical Theology of the Old Testament. Ed. R.B. Zuck. Chicago: Moody Press, 1991. Electronic version: Logos Research Systems, 1996.
- Mowery R.L. Son of God in Roman Imperial Titles and Matthew // Biblica. 2002. № 83. P. 100–110.
- Quell G. Πατηρ // The Theological Dictionary of the New Testament. Ed. by Kittel G., Friedrich G. Grand Rapids, MI, 2000. CD ROM Edition.
- Wood B.G. From Ramesses to Shilo. Archaeological Discoveries Bearing on the Exodus-Judges Period // Giving the sense: understanding and using Old Testament historical texts. P. 256-282. Большинство страниц эл. версии доступны по адресу: http://books.google.ru/books?id=stMd0QV97IYC&printsec=frontcover&dq=Giving+the +Sense&source=bl&ots=sd3RtVHJoZ&sig=HiF5V2U5FxWz-jssBqwuiCoA-qM&hl=ru&ei=Mnh7TaGeKovqObKenaYH&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=2&ved=0CCcQ6AEwAQ#v=onepage&q&f=false. Эл. версия в html-формате (без разметки страниц) доступна по адресу: http://www.biblearchaeology.org/post/2008/04/From-Ramesses-to-Shiloh-Archaeological-Discoveries-Bear….
- Wood B.G. The Biblical Date for the Exodus is 1446 BC: A Response to James Hoffmeier // Journal of the Evangelical Theological Society. 2007, June. 50-2. P. 249-258. Эл. версия: http://www.etsjets.org/files/JETS-PDFs/50/50-2/JETS_50-2_249-258_Wood.pdf.
- Wood B.G. The Rise and Fall of the 13th-Century Exodus-Conquest Theory // Journal of the Evangelical Theological Society. 2005, September. 48-3. P. 475-489. Эл. версия: http://www.etsjets.org/files/JETS-PDFs/48/48-3/48-3-pp475-489_JETS.pdf
- Wright C.J.H. Ten Commandments // The International Standart Bible Encyclopedia. Vol. 4. Grand Rapids, [1988]. P. 786-790.
- Young R.C., Wood B.G. A Critical Analysis of the Evidence from Ralph Hawkins for a Late-Date Exodus-Conquest // Journal of the Evangelical Theological Society. 2008, June. 51-2. P. 225-243. Эл. версия: http://www.etsjets.org/files/JETS-PDFs/51/51-2/JETS%2051-2%20225-243%20Young-Wood.pdf.
- Бернфельд С. Десять заповедей // Еврейская энциклопедия. Т. 7. Стлб. 124–131.
- Глубоковский Н.Н. Бог Слово: Экзегетический эскиз «пролога» Иоаннова Евангелия (1:1-18) // Православная мысль. 1928. 1.
- Глубоковский Н.Н. Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству // Путь. 1928. 10.
- Заповеди Моисеевы, или десятисловие // Православная богословская энциклопедия. Под ред. А.П. Лопухина. Т. 5. СПб., 19