Библейское богословие

000011. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Рабочая программа учебной дисциплины «Библейское богословие» составлена в соответствии с учебным планом подготовки магистров по направлению «Подготовка служителей Русской Православной Церкви», профиль подготовки – «Православное догматическое богословие и патрология», и утвержденными стандартами и положениями Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования «Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви» (далее – Академия). При разработке рабочей программы принимались во внимание основные требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.04.01 «Теология» (уровень магистратуры).

1.1 Цели освоения дисциплины

Библейское богословие — относительно молодая научная дисциплина, сформировавшаяся в западной науке к концу 3-ей четверти XIX в. и разрабатывающаяся русскими православными библеистами с начала XX в. В отличие от экзегезы Библии, ставящей основной целью истолкование конкретных текстов Священного Писания, библейское богословие призвано проследить генезис и эволюцию ряда богословских идей на протяжении Ветхого Завета и их раскрытие в Новом, выстраивая, таким образом, «мостики», между различными книгами и текстами Библии, с одной стороны, и между различными библейскими эпохами, странами и культурами, с другой.

Цель библейского богословия как учебной дисциплины — дать студенту представление о развитии важнейших богословских идей на протяжении Ветхого и Нового Завета с учетом исторического, религиозного, культурного и археологического контекста.

1.2 Задачи изучения дисциплины:
  1. Ознакомить студентов с различными исторически сложившимися подходами в понимании термина «библейское богословие».
  2. Ознакомить студентов с методологией так называемого «независимого» (от церковного Предания) библейского богословия и указать на недостаточность и ограниченность данного метода исследования.
  3. Сформировать у студентов представление о развитии основных богословских идей в Ветхом и Новом Завете с основным вниманием на интерпретацию Священного Писания в историко-культурном и археологическом контексте.
1.3 Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «библейское богословие» входит в базовую часть ООП, является обязательной для изучения и реализуется в третьем и четвертом семестрах.

Курс «библейское богословие» взаимосвязан и имеет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: экзегезой Священного Писания Ветхого и Нового Завета, библейской археологией, историей Древнего Востока, догматическим богословием.

Обучение строится на лекционно-семинарском методе, при постоянном контроле усвоения студентами пройденного материала, что достигается проведением регулярных семинаров и итогового экзамена с соответствующей аттестацией.

Для изучения дисциплины выделено два семестра обучения на втором курсе магистратуры. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, из которых 60 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (30 часов – занятия лекционного типа, 30 часов – занятия семинарского типа, 93 часа – самостоятельная работа студентов). Форма итогового контроля дисциплины: экзамен (27 часов).

В процессе изучения материалов учебного курса предлагаются разнообразные формы работ: чтение лекций, семинарские занятия, написание тестов и письменных работ.

На лекционные занятия выносятся общие теоретические и проблемные вопросы, которые обеспечивают целостность восприятия материала, закладывают научные и методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы студентов.

Семинарские занятия способствуют осмыслению ведущих идей, теорий, систем, направлений в современной и святоотеческой библеистике, выработке аргументированной рефлексивно-творческой их оценке. Также они закладывают основу для эффективного написания письменных работ.

Особо значимой для подготовки студентов является самостоятельная работа по курсу. В ходе этой работы студенты отбирают необходимый материал по изучаемому вопросу и, проанализировав его, сопоставляют различные определения, концепции и делают выводы. Самостоятельная работа в курсе «библейское богословие» требуется для подготовки к семинарам. При самостоятельной подготовке студентов к семинарскому занятию рекомендуется ознакомление с литературой (первоисточниками), изучение конспектов лекций, выполнение предписанных заданий к семинару.

1.4. Требования к результатам освоения дисциплины

1.4.1 Компетенции (навыки) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:

1.4.1.1 Общекультурные компетенции (ОК):

  • способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
  • способностью использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития (ОК-10).
  • Данные компетенции соотносятся с общекультурными компетенциями, представленные в ООП Теология СПбПДА РПЦ.

1.4.1.2 Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

способность использовать знания в области информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-3).

1.4.1.3 Профессиональные компетенции (ПК):

  • способность использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования (ПК-1);
  • способность использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности (ПК-7);
  • способность применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8).

Данные компетенции соотносятся с профессиональными компетенциями, представленные в ООП Теология СПбПДА РПЦ, в частности:

  • готовность к распространению и популяризации богословских знаний (ПК-3);
  • готовность оказывать духовную поддержку пастве (ПК-4);
  • способностью вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях (ПК-7).

1.4.2 В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ЗНАТЬ:

  •  различные интерпретации термина «библейское богословие»;
  • отличие «независимого» (от церковного Предания) библейского богословия в его методологической части от так называемых «органичного» и «междисциплинарного» видов библейского богословия, методологически базирующихся на церковных догматах;
  • развитие основных богословских идей в Ветхом и Новом Завете с учетом историко-культурного и археологического контекста.

УМЕТЬ: самостоятельно проанализировать возникновение и эволюцию той или иной богословской идеи в Священном Писании Ветхого и Нового Завета, не рассмотренной в учебном курсе.

ВЛАДЕТЬ: методологией «междисциплинарного» библейского богословия, основанного на церковных догматах.

Данная программа является авторской, она может дополняться, изменяться в зависимости от задач, которые ставит перед собой преподаватель, а также от уровня подготовленности студентов и их профессиональной направленности.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем дисциплины и виды учебной деятельности

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 18 часов.

№ п/п

Разделы и темы

Семестр

Неделя семестра

Формы занятий

Формы контроля

Лекции

Семинары

Практические и лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1 Понятие о дисциплине «Библейское богословие»

1

1

1

       
2 «Независимое» библейское богословие и его методологические предпосылки

1

2-3

2

       
3 Богословие исхода

1

4-13

4

6

     
4 Богословие декалога

1

14-16

3

       
5 Учение о Мессии

2

1-4

4

       
6 Учение о Боге Отце

2

5-6

2

       
7 Учение о Боге Сыне

2

7-8

2

       
8 Учение о покаянии в Священном Писании

2

9-10

2

       
9 Библейская эсхатология

2

11-16

 

6

   

экзамен

2.2 Тематическое содержание курса

Раздел 1. Дисциплина «библейское богословие» и ее методология

Тема 1.1. Понятие о дисциплине «Библейское богословие»

Вопрос о термине «библейское богословие»: библейское богословие как аналог догматического богословия, изучающая срез богословских идей в их конечном виде, или отдельная дисциплина, изучающая развитие богословских идей в их историко-культурном и археологическом контексте. Органичное, независимое и междисциплинарное библейское богословие.

Тема 1.2. «Независимое» библейское богословие и его методологические предпосылки

Возникновение и развитие историко-критического метода (ИКМ). Исагогическая направленность ИКМ. Библейская критика после Реформации. Отрицательная библейская критика XVII века: Т. Гоббс и Б. Спиноза. Литературное направление и документарная гипотеза: Ж. Астрюк и др. «Гипотеза фрагментов». «Гипотеза дополнения». Условия появления теории Велльгаузена. Велльгаузен и его школа. Теория Графа–Велльгаузена. Эволюционизм и гегельянство в при реконструкции истории Нового Завета. Вопрос о границах применимости «независимого» библейского богословия в православных исследованиях.

Раздел 2. Анализ генезиса и развития важнейших богословских идей Ветхого и Нового Завета

Тема 2.1. Богословие исхода

Важность вопроса о достоверности библейского повествования об исходе в силу его ключевого значения для последующей библейской истории Ветхого Завета. Хронология и археология исхода. Две основные датировки исхода. Данные библейского текста. Археологические данные: города Пифом и Раамсес — попытка идентификации, текст стелы Мернептаха, археологические аргументы У.Ф. Олбрайта в пользу поздней датировки, археология Иерихона, Гая и Хацора, заиорданские государства, поселения железного века I в Ханаане, алтарь на горе Гевал. Контекст египетской истории.

Богословие исхода. Избрание как центральная тема книги Исход. Освобождение народа как начало избранничества. Событие Пасхи. Исход и покровительство Господа. Заключение завета — выражение избранничества. Откровение Божие о Себе и внешние формы служения Израиля Богу. Формирование народа израильского.

Тема 2.2. Богословие декалога

Происхождение и классификация. Терминология. Обстоятельства происхождения. Скрижали завета. Текстуальные варианты декалога. Классификация в разных традициях. Краткое толкование декалога в историко-культурном контексте. Заповеди декалога в книгах Ветхого Завета. Десять заповедей в межзаветный период. Декалог у Филона Александрийского. Десять заповедей в Новом Завете. Значение ветхозаветного закона с точки зрения Нового Завета. Объяснение заповедей декалога Господом Иисусом Христом. Заповеди декалога в новозаветных писаниях. Отношение к субботе в новозаветных Писаниях и раннем христианстве.

Тема 2.3. Учение о Мессии

Эволюция ветхозаветных мессианских воззрений до пророка Исаии. Протоевангелие. Богословское значение слова «зера» (семя) для последующей библейской письменности. Благословение Ноем сынов Симовых. Благословение Господом Авраама. Благословение Иаковом Иуды (Быт. 49:10). Проблема интерпретации термина «Шило» в христианской и раввинистической традициях. Прорицатель Валаам. Термины «наби» и «косем». Догадка проф. СПбДА прот. А. Рождественского относительно «бней шет»; современные археологические свидетельства историчности личности Валаама. Особенности толкования библейского текста. Пророчество Моисея о «другом пророке» (Втор. 18). Песнь Анны пророчицы, матери Самуила. Пророчество Нафана о доме Давидовом.

Пророчества Исаии о Мессии. Пророчество об отроке Эммануиле (Ис. 7:14 и 9:6). Рождение младенца (Ис. 7:14): свидетельство масоретского текста, разночтение Великого свитка Исаии из Кумрана. Значение слова «альма» и его перевод на греческий язык в переводе Семидесяти. Эммануил как имя собственное в Великом свитке Исаии, личные качества младенца (Ис. 9:6). Пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева в связи с употреблением евангелистом Матфеем слова «назорей». Пророчество Исаии об Отрасли от корня Иессеева (10:33-11:1): филологический анализ и точный смысл в историческом контексте. Различные еврейские слова для обозначения понятия «отрасль» у Иереми и Захарии: проблема соотнесенности терминов и ее решение для палестинского иудаизма Второго храма с учетом кумранской рукописи 4Q285 «Мессианский лидер» и таргума. Объяснение слов евангелиста Матфея о Иисусе Христе как «Назорее». Песни Слуги Господня и идентификация личности Слуги. Первые три песни Слуги Господня. Их филологический анализ. Отражение идей первых трех песен Слуги в позднейшей палестинской литературе (Мессия как избранник Божий в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536). «Спасение» как мессианский титул согласно Великому свитку Исаии и аналогичные титулы в других местах Священного Писания Ветхого Завета. Четвертая песнь Слуги Господня. Ее подробный филологический анализ и святоотеческое толкование. Важные особенности текста четвертой песни в Великом свитке Исаии. Пророчество Исаии о деяниях Мессии. Пророчество Исаии о деяниях Мессии в 35, 42 и 61 главах. Проблема ответа Иисуса Христа ученикам Иоанна Крестителя о деяниях Мессии. Решение этой проблемы в свете кумранской рукописи 4Q521 «Мессия неба и земли».

Пророчество Даниила о 70 седминах. История экзегезы: в апокрифах, раннехристианской Церкви и в новейшее время.

Тема 2.4. Учение о Боге Отце

Отцовство в Ветхом Завете: а) филологический аспект; б) понятие отцовства в Ветхом Завете; в) учение о Боге как Отце в Ветхом Завете. Понятие об отцовстве во времена позднего Второго Храма и в период Мишны (II в. до Р.Х. — II в. по Р.Х.): a) общее нарицательное употребление термина; б) «отец» как почетный титул учителей; г) учение о Боге как Отце; д) выражение «Отец Небесный» в иудаизме. Понятие отцовства в индоевропейском и греко-римском древнем мире: а) этимологический аспект; б) древнее индоеврепейское представление об отцовстве; в) понятие отцовства в Древней Греции; г) влияние римских представлений на эллинистический мир. Учение об Отце — центр Христова учения о Боге. Евангельское учение о Боге Отце как Первом Лице Св. Троицы. Евангельское учение о Боге Отце как Отце всех людей.

Тема 2.5. Учение о Боге Сыне

Понятие «Сын Божий» в Ветхом Завете: 1) указание на ангелов; 2) указание на благочестивых людей; 3) указание на народ Израилев; 4) указание на царя Израилева; 5) указание на Мессию. Титулатура «Сын Божий» на древнем ближнем Востоке. Представление о богосыновстве в Римской империи. Идея богосыновства в межзаветный период. Выражение «Сын Божий» в Евангелиях. Сын Божий — Слово Божие: евангельская формулировка единосущия Сына Отцу. Вопрос о возможной связи учения о Логосе у св. ап. Иоанна Богослова c учением Ветхого Завета и предшествующей греческой и еврейской литературой: а) слово Божие в Ветхом Завете; б) значения слова λογος в древнегреческой литературе; в) термин λογος в древнегреческой философии; г) у Филона Александрийского; д) в Септуагинте; е) резюме. Предвечное рождение Сына от Отца. Сын также является Богом. Ложные интерпретации Ин. 1:1. Единородный Сын Божий. Сын вместе с Отцом участвует в творении мира. Отец спасает мир через Сына.

Тема 2.6. Учение о покаянии в Священном Писании

Покаяние как одна из важнейших этических идей Священного Писамния. Существенные аспекты библейского учения о покаянии. Учение о покаянии в Ветхом Завете: покаянные обряды закона Моисеева, разнообразие покаянных форм, общественная покаянная историософия книги Судей и личное (внутреннее) раскаяние по книге Иова и в 50 псалме. Учение о покаянии в пророческих книгах Ветхого Завета и в межзаветный период. Новозаветное учение о покаянии: у св. Иоанна Крестителя, у Господа Иисуса Христа и у св. апостолов.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Для наглядности изложения и для погружения студентов в исторический контекст Ветхого и Нового Завета при изложении материала (при рассмотрении отдельных текстов) используются сведения из библейской археологии с демонстрацией иллюстративного материала — фотографий и видеозаписей объектов и артефактов, сделанных во время обзорных библейско-археологических экспедиций 2007-2013 гг., проводившихся кафедрой библеистики СПбПДА совместно с кафедрой библеистики МПДА под эгидой Учебного комитета Русской Православной Церкви.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1 Темы и планы семинарских занятий

1 семестр

Тема: «Богословие имени Божиего»

Вопросы для обсуждения

1. Основные имена Божии в Ветхом Завете: Элогим и Ягве. Их этимология и значение.

2. Имена Божии в Ветхом Завете, описывающие свойства Божии.

3. Особенности перевода личного имени Ягве в Септуагинте и в позднейшей европейской традиции.

4. Имена Божии в Апокалипсисе.

Литература

  1. Булгаков С., прот. Философия имени. Париж, 1953.
  2. Иларион (Алфеев), митр. Имя Божие // Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2011. С. 430-457.
  3.  Мартенс Э.А. Бог: имена // Евангельский словарь библейского богословия. Под ред. У. Элуэлла. Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2000. С. 125-128.
  4. Диллард Р.Б. Бог: имя // Евангельский словарь библейского богословия. Под ред. У. Элуэлла. Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2000. С. 128-132

2 семестр

Тема: «Библейская эсхатология»

Вопросы для обсуждения

  1. Этимология термина и его содержание. Два вида эсхатологии.
  2. Эсхатология в Ветхом Завете.
  3. Эсхатология синоптических евангелий и евангелия от Иоанна: сопоставительный анализ.
  4. Эсхатология св. ап. Павла.
  5. Эсхатология книги Апокалипсис.
  6. Этика и эсхатология.

Литература

  1. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы // Христианское чтение. 2005. № 25. С. 67-79.
  2. Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси. Замысел Божий о человеке и свобода воли: эсхатологическая перспектива / Доклад на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17.11.2005) // Сайт Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. URL: http://www.theolcom.ru/doc/day1.03.mitr.Kirill.pdf (дата обращения: 25.07.2015).
  3. Климент (Капалов), митр. Эсхатология в книге пророка Исаии / Доклад на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17.11.2005) // Сайт Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. URL: http://www.theolcom.ru/doc/day1.04.mitr.Kliment.pdf (дата обращения: 25.07.2015).
  4. Скобелев М.А. Эсхатологическое учение в пророческих книгах Ветхого Завета и в иудейской письменноти около Рождества Христова / Доклад на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17.11.2005) // Сайт Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. URL: http://theolcom.ru/doc/day2.sect1.01.Skobelev_2006_04_14.pdf (дата обращения: 25.07.2015).
  5. Тимофеев А., прот. «Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Эсхатологическая проблематика в современной библеистике и в творениях Отцов Церкви / Доклад на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17.11.2005) // Сайт Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. URL: http://theolcom.ru/doc/day3.sect2.09.Timofeev.pdf (дата обращения: 25.07.2015).
  6. Юревич Д., прот. Эсхатология в кумранских рукописях // Христианское чтение. 2006. № 26. С. 111-122.
  7. Яннарас Х. Эсхатология: конец времени или свобода от времени? / Доклад на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17.11.2005) // Сайт Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. URL: http://www.theolcom.ru/doc/day1.08.Yannaras.pdf (дата обращения: 25.07.2015).
4.2 Контрольные вопросы по курсу

Два разных подхода к пониманию термина «Библейское богословие». Органичное, независимое и междисциплинарное библейское богословие.
Истоки «независимого ББ». Библейская критика после реформации. Библейская критика в XVII в.

  1. Литературное направление, документарная гипотеза, гипотезы фрагментов и дополнения.
  2. Велльгаузен и его школа. Теория Графа–Велльгаузена.
  3. Эволюционизм и гегельянство в при реконструкции истории Нового Завета. Итог «независимого библейского богословия».
  4. Хронология исхода: основная проблематика, ранняя и поздняя датировки.
  5. Археология исхода: стела Мернептаха, Иерихон.
  6. Археология исхода: Гай, Хацор, заиорданские города.
  7. Богословие исхода: исход и избрание народа.
  1. Декалог: происхождение и классификация.
  2. Краткое толкование первых 4-х заповедей декалога.
  3. Краткое толкование 5-10 заповедей декалога.
  4. Десять заповедей в межзаветный период (включая толквание деклога у Филона Александрийского).
  5. Заповеди декалога в новозаветных писаниях.
  6. Заповедь о субботе в новозаветных Писаниях и раннем христианстве.
  7. Пророчество об отроке Эммануиле (Ис. 7:14 и 9:6).
  8. Пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева в связи с употреблением евангелистом Матфеем слова «назорей».
  9. Четвертая песнь Слуги Господня в книге Исаии.
  10. Пророчество Исаии о деяниях Мессии в 35, 42 и 61 главах. Ответа Иисуса Христа ученикам Иоанна Крестителя в свете кумранской рукописи 4Q521 «Мессия неба и земли».

20. Отцовство в Ветхом Завете.

  1. Понятие об отцовстве во времена позднего Второго Храма и в период Мишны (II в. до Р.Х. — II в. по Р.Х.).
  2. Евангельское учение о Боге Отце как Первом Лице Св. Троицы и как об Отце всех людей (с учетом представлений об отцовстве в индоевропейском и греко-римском древнем мире).
  3. Понятие «Сын Божий» в Ветхом Завете.
  4. Титулатура «Сын Божий» на древнем ближнем Востоке и в Римской империи.
  5. Идея богосыновства в межзаветный период.
  6. Выражение «Сын Божий» в Евангелиях.
  7. Сын Божий — Слово Божие: евангельская формулировка единосущия Сына Отцу.
  8. Слово Божие в Ветхом Завете.
  9. Значения слова λογος в древнегреческой литературе. Термины λογος и ρημα в Септуагинте.
  10. Термин λογος в древнегреческой философии. λογος у Филона Александрийского.
  11. Учение о покаянии в Ветхом Завете: покаянные обряды закона Моисеева и разнообразие покаянных форм.
  12. Учение о покаянии в Ветхом Завете: общественная покаянная историософия книги Судей и личное раскаяние по книге Иова, учение о покаянии в 50 псалме.
  13. Учение о покаянии в пророческих книгах Ветхого Завета и в межзаветный период.
  14. Новозаветное учение о покаянии.
4.3 Темы квалификационных работ

Выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации)

  1. Типология и археология священных мест в древнем Израиле и на древнем Ближнем Востоке в связи с богословским осмыслением понятия жертвы.
  2. Развитие идеи святости в Ветхом и Новом Завете.
  3. Декалог в историко-культурном контексте и история его интерпретации в христианской Церкви.
  4. Особенности этической системы закона Моиссева в в сопоставлении с древнеближневосточными законодательными актами.
  5. Эсхатология в синоптических евангелиях и в евангелии от Иоанна.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Издания Священного Писания

1.      Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.

2.      Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988.

3.      Новая Женевская учебная Библия. Hänssler-Verlag, 1998.

4.      Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 1-12 / Под ред. А. П. Лопухина. 2-е изд. [Репр. изд.] Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.

А) Список обязательной (рекомендованной) литературы

1.      Муретов М.Д. Новый Завет как предмет православно-богословского изучения // Муретов М.Д. Избранные труды. М., 2002. С. 33-149.

2.      Тимофеев А., прот., Юревич Д., прот. Десять заповедей // Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2006. С. 459-473.

3.      Э.П.С., Петров А.Е., Юревич Д., прот. Исход // Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2012. С. 31-58.

4.      Юревич Д., прот. Библейские основания Таинства покаяния // Христианское чтение. 2008. № 29. С. 87-196.

5.      Юревич Д., прот. Ветхозаветные пророчества о Мессии в кумранских рукописях // Христианское чтение. 2005. № 24. С. 128-191.

6.      Юревич Д., прот. Евангелие. II. Учение о Боге // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 595-601.

Б) Список дополнительной литературы

Святоотеческая литература

  1. Августин, еп. Иппонский, блаж. О граде Божием. Минск; М., 2000.
  2. Афанасий Великий, свт. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан // Афанасий Великий, свт. Творения в 4-х тт. Т. 3. М., 1994, с. 251–276.
  3. Василий Великий, свт. Три книги против Евномия о Святом Духе // Василий Великий, свт. Творения, ч. 3. Сергиев Посад, 1900.
  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на ев. от Иоанна Богослова. В 2-х тт. Т. 1–2. М., 1993.
  5. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на ев. от Матфея. В 2-х тт. Т. 1–2. М., 1993.

Монографии

  1. [Корсунский Н.Н.] Пророчества о Мессии, содержащиеся в книге пророка Исаии. Ярославль, 1872.
  2. Dever W.G. Who Were the Israelites and Where Did They Come From? Grand Rapids, 2003.
  3. Durham J.I. Exodus / Word Biblical Commentary. Vol. 3. Waco, Texas, 1987.
  4. Fitzmyer J.A. The Dead Sea Scrolls and Christian Origins. Grand Rapids; Cambridge, 2000.
  5. Hahn F. The Titles of Jesus in Christology. London; Cleveland, 1969.
  6. Preuss H.D. Old Testament Theology. Vol. 1. Louisville, Kentucky, 1995. 372 p.
  7. Scobie C.H.H. The Ways of Our God. An Approach to Biblical Theology. Grand Rapids, 2008.
  8. Бартелеми Д. Бог и Его образ. Очерк библейского богословия. Б/м., 2013.
  9. Волнин А.К. Мессия по изображению пророка Исаии. Опыт библейско-богословского и критико-экзегетического исследования пророчеств Исаии о лице Мессии. — Киев, 1908, 476 стр.
  10. Григорий (Чуков), митр. Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова. Машинопись. Ленинград, 1926. [Машинопись].
  11. Григорьев И.Ф. Пророчества Исаии о Мессии и Его Царстве. Казань, 1901. 332 с.
  12. Корсунский И.Н. Перевод LXX: Его значение в истории греческого языка и словесности. Сергиев Посад, 1897.
  13. Моррис Л. Теология Нового Завета. СПб.: Библия для всех; СПбХУ, 1995. 392 с.
  14. Муретов М.Д. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса // Прибавления к Творениям святых отцов. 1881. № 28. С. 163-293; 1882. № 29. С. 496-540; 1883. № 31. С. 565-618; 1883. № 32. С. 3-85.
  15. Протопопов В. Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань, 1896.
  16. Рыбинский В.П. Древнееврейская суббота. Киев, 1892.
  17. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету. М., 2004.
  18. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование. М., 1900. 462 с.
  19. Феофан (Быстров), еп. Тетраграмма, или Ветхозаветное Божественное имя YHWH. СПб., 1905
  20. Шиффман Л. От текста к традиции. Иерусалим; М., 2002. 275 с.
  21. Юревич Д., свящ. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. СПб., 2004. 254 с.
  22. Якимов И.С., Елеонский Ф.Г., Троицкий И.Г. Толкование на книгу св. пророка Исаии. СПб, 1893.

Статьи

  1. Bimson J.J., Livingston D. Redating the Exodus // Biblical Agchaeology Review. 1987. 13:05 (Sep/Oct). CD ROM Edition.
  2. Collins R.F. Ten Commandments // The Anchor Bible Dictionary. Ed. D.N. Freedman. New York, 1997, 1992. CD ROM Edition.
  3. Fossum J. Son of God // Anchor Bible Dictionary. 6 volumes. N. Y., 1992. CD ROM electronic edition: Logos Library System 2.1f, 1996.
  4. Greenberg M. Decalogue // Encyclopaedia Judaica. CD ROM Edition. 1997.
  5. Greenberg M. Exodus, Book of // Encyclopaedia Judaica. CD ROM Edition. 1997.
  6. Hawkins R.K. Propositions for Evangelical Acceptance of a Late-Date Exodus-Conquest: Biblical Data and the Royal Scarabs from Mt. Ebal // Journal of the Evangelical Theological Society. 2007, March. 50-1. P. 31-46. Эл. версия: http://www.etsjets.org/files/JETS-PDFs/50/50-1/JETS_50-1_031-046_Hawkins.pdf.
  7. Hawkins R.K. The Date of the Exodus-Conquest is Still an Open Question: A Response to Roger Young and Bryant Wood // Journal of the Evangelical Theological Society. 2008. 51-2. P. 245-266. Эл. версия: http://www.etsjets.org/files/JETS-PDFs/51/51-2/JETS%2051-2%20245-266%20Hawkins.pdf.
  8. Hoffmeier J.K. What is the Biblical Date for Exodus? A Response to Bryant Wood // Journal of the Evangelical Theological Society. 2007. 50-2. P. 225-247. Эл. версия: http://www.etsjets.org/files/JETS-PDFs/50/50-2/JETS_50-2_225-247_Hoffmeier.pdf.
  9. Margaliot M. What was Written on the Two Tablets? / Parashat Ki Thisa. Lectures on the Torah Reading by the faculty of Bar-Ilan University. Ramat Gan, Israel. Parshat Ki Thisa 5758-1998. URL: http://www.biu.ac.il/JH/Parasha/eng/kitisa/mar.html (дата обращения: 15.07.2015).
  10. Mendenhall G.E. Covenant Forms in Israelite Tradition // Biblical Archaeologist. 1954. 17. P. 50-76.
  11. Merrill E.H. A Theology of the Pentateuch. A Theology of Exodus // A Biblical Theology of the Old Testament. Ed. R.B. Zuck. Chicago: Moody Press, 1991. Electronic version: Logos Research Systems, 1996.
  12. Mowery R.L. Son of God in Roman Imperial Titles and Matthew // Biblica. 2002. № 83. P. 100–110.
  13. Quell G. Πατηρ // The Theological Dictionary of the New Testament. Ed. by Kittel G., Friedrich G. Grand Rapids, MI, 2000. CD ROM Edition.
  14. Wood B.G. From Ramesses to Shilo. Archaeological Discoveries Bearing on the Exodus-Judges Period // Giving the sense: understanding and using Old Testament historical texts. P. 256-282. Большинство страниц эл. версии доступны по адресу: http://books.google.ru/books?id=stMd0QV97IYC&printsec=frontcover&dq=Giving+the +Sense&source=bl&ots=sd3RtVHJoZ&sig=HiF5V2U5FxWz-jssBqwuiCoA-qM&hl=ru&ei=Mnh7TaGeKovqObKenaYH&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=2&ved=0CCcQ6AEwAQ#v=onepage&q&f=false. Эл. версия в html-формате (без разметки страниц) доступна по адресу: http://www.biblearchaeology.org/post/2008/04/From-Ramesses-to-Shiloh-Archaeological-Discoveries-Bear….
  15. Wood B.G. The Biblical Date for the Exodus is 1446 BC: A Response to James Hoffmeier // Journal of the Evangelical Theological Society. 2007, June. 50-2. P. 249-258. Эл. версия: http://www.etsjets.org/files/JETS-PDFs/50/50-2/JETS_50-2_249-258_Wood.pdf.
  16. Wood B.G. The Rise and Fall of the 13th-Century Exodus-Conquest Theory // Journal of the Evangelical Theological Society. 2005, September. 48-3. P. 475-489. Эл. версия: http://www.etsjets.org/files/JETS-PDFs/48/48-3/48-3-pp475-489_JETS.pdf
  17. Wright C.J.H. Ten Commandments // The International Standart Bible Encyclopedia. Vol. 4. Grand Rapids, [1988]. P. 786-790.
  18. Young R.C., Wood B.G. A Critical Analysis of the Evidence from Ralph Hawkins for a Late-Date Exodus-Conquest // Journal of the Evangelical Theological Society. 2008, June. 51-2. P. 225-243. Эл. версия: http://www.etsjets.org/files/JETS-PDFs/51/51-2/JETS%2051-2%20225-243%20Young-Wood.pdf.
  19. Бернфельд С. Десять заповедей // Еврейская энциклопедия. Т. 7. Стлб. 124–131.
  20. Глубоковский Н.Н. Бог Слово: Экзегетический эскиз «пролога» Иоаннова Евангелия (1:1-18) // Православная мысль. 1928. 1.
  21. Глубоковский Н.Н. Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству // Путь. 1928. 10.
  22. Заповеди Моисеевы, или десятисловие // Православная богословская энциклопедия. Под ред. А.П. Лопухина. Т. 5. СПб., 19