Патрология

Патрология. Рабочая программа дисциплины. Бакалавриат, направление подготовки «Подготовка служителей Русской Православной Церкви», профиль подготовки «Православное практическое богословие». Разработчик (и): преподаватель  свящ. Михаил Легеев.  – СПб., 2015.

1. Цели освоения дисциплины

Цель курса «Патрология» – познакомить студентов бакалавриата с Преданием Церкви, исторически выраженным в отдельных лицах – отцах и учителях Церкви, их жизни, трудах и учении; определить закономерности исторического развития и формирования святоотеческой мысли в целом, а также богословских школ и богословия отдельных лиц, внесших значимый вклад в общецерковное богословие. Цель курса соотносится с требованием ФГОС Теология, который предполагает изучение «основополагающих духовных ценностей и опыта» церковной жизни.

Изучение Патрологии требует решения следующих задач:

  •  познакомить студентов с жизнеописанием, составом и характером основных сочинений и учением отцов и учителей Церкви;
  • дать наглядное представление о формировании исторических закономерностей развития святоотеческой мысли как в целом, так и в отдельных течениях и формах;
  • показать место и значение письменного наследия отцов и учителей Церкви в церковной жизни.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Патрология» входит в базовую часть ООП и является обязательной для изучения. Курс «Патрология» взаимосвязан и имеет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: Догматическое богословие, общецерковная история и рядом других.
Для успешного изучения дисциплины обучающемуся необходимы базовые знания следующих учебных дисциплин: Катехизис.
Для изучения дисциплины выделены четыре семестра обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц, 432 часов, из которых 168 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (Форма итогового контроля дисциплины: экзамен.

3. Компетенции (навыки) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся приобретает следующие общекультурные компетенции (ОК), указанные в ФГОС Теология:

  • способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
  • способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
  • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
  • способность использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития (ОК-10).В результате освоения дисциплины обучающийся приобретает следующие общепрофессиональные компетенции (ОК), указанные в ФГОС Теология:
  • способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач (ОПК-2);
  • способность использовать знания в области социально-гуманитарных наук для освоения профильных теологических дисциплин (ОПК-3).В результате освоения дисциплины обучающийся приобретает следующие профессиональные компетенции (ПК), указанные в ФГОС Теология:
  • способность использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования (ПК-1);
  • готовностью выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях (ПК-3);
  • способность вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях (ПК-6);
  • способность использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности (ПК-7);Данные компетенции соотносятся с профессиональными компетенциями, представленные в ООП Теология СПбПДА, в частности:
  • готовность к распространению и популяризации богословских знаний (ПК-…);
  • готовность оказывать духовную поддержку пастве (ПК-…);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • базовые положения о предметной области и методах патрологии;
  • важнейшие закономерности развития церковной мысли как целого;
  • основные тенденции развития святоотеческой мысли в истории Церкви, взаимодействующие друг с другом, особенности богословских школ и направлений;
  • жизнь, труды и учение отцов и учителей Церкви, а также задачи, стоящие перед каждым из них и способы их исполнения отцами и учителями.

Уметь:

  • соотносить друг с другом богословие различных отцов и учителей Церкви, особенности их учения в контексте глубинных, интегральных процессов и тенденций, акцентаций, задач и т.д., происходящих в церковной письменности;
  • свободно ориентироваться в святоотеческой письменности и применять на практике полученные знания;
  • использовать патрологические знания при работе с другими богословскими научными дисциплинами.

Владеть:

  • навыками научной работы со святоотеческими текстами;
  • чувством Предания Церкви, позволяющим видеть живую жизнь Церкви, действенный consensus patrum, даже в отдельно взятом святоотеческом слове.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц 432 часа.

Тематическое содержание курса

Тема 1. Понятие о науке «Патрология».  
Понятие об отцах и учителях Церкви.   Выражения «святой отец» и «отец Церкви», их взаимное отношение. Выражение «учитель Церкви», его различные употребления в церковной письменности и в патрологической науке. Предмет патрологии: жизнь, письменное наследие и богословие отцов и учителей Церкви. Патрология и Предание Церкви – их отношение;  патрология как наука и как часть Предания. Историко-критический метод как научный метод патрологии.   Принципы святоотеческого метода, необходимые для усвоения патрологией как церковной наукой.   Краткая история науки патрология в России. Прообразы современных патрологических исследований в святоотеческой письменности.

Тема 2. Периодизация церковной письменности.
Различные принципы, полагаемые патрологами в основание периодизации. Различные подходы патрологов в отношении хронологических границ изучаемого патрологией церковного наследия. Периодизация церковной письменности на основании общеисторической церковной периодизации. Периодизация церковной письменности на основании доминирующей богословской проблематики и церковных задач.

Тема 3. Общая характеристика периода мужей апостольских.
Хронологические рамки периода. Краткая характеристика сохранившегося письменного церковного наследия этого времени. Литературные, богословские и другие особенности церковной письменности этого времени.

Тема 4. Дидахи.
Полное наименование произведения и его датировка. Назначение (катехизис) и общая структура произведения, его строго церковный характер.   Аллюзии в тексте Дидахи на Ветхий Завет и родство с Нагорной проповедью Спасителя;  необоснованность подозрений в эвионитском характере произведения. Авторитет Дидахи в Древней Церкви. Богословские особенности Дидахи как древнего катехизиса.   Учение о двух путях.   Учение о крещении.   Учение о посте и молитве. Учение о Евхаристии.   Учение о Церкви и её служителях (апостолах, пророках, епископах и диаконах).

Тема 5. Свщмч. Климент Римский.
Жизнь и сочинения свщмч. Климента Римского. Тематика Первого послания Коринфянам.   Параллелизм с посланиями св. ап. Павла. Богословские особенности (экклезиология). Проблема авторства Второго послания Коринфянам.

Тема 6. Пастырь Ерма.
Версии авторства произведения Пастырь. Жанровая форма произведения (апокалипсис) и его общая структура (видения, заповеди, подобия). Его строго церковный характер и авторитет в Древней Церкви. Призыв к непрестанному покаянию как цель и главная тема произведения;  подчинённость этой цели всего богословского содержания произведения.   Главные богословско-догматические темы «Пастыря» (экклезиология, эсхатология).   Экклезиологические образы «Пастыря»:  образ молодеющей женщины, образ строящейся башни.

Тема 7. Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец).
Сведения о жизни свщмч. Игнатия Антиохийского.   Семь посланий свщмч. Игнатия, написанные им по пути в Рим к месту казни.   Цель послания к Римлянам и других посланий свщмч. Игнатия. Свщмч. Игнатий Антиохийский как крупнейший богослов эпохи мужей апостольских.   Основные темы его богословия (христология, сотериология, экклезиология, евхаристология), их характеристика. Молчание и смерть Христовы как истинные слово и жизнь, ничтожность земной смерти;  Христос – образец и источник нашего спасения. Тематика подражания Христу, несения Его в своём сердце, жертвы христианина (подражание Христу как условие соединения с Ним). Учение о единстве Церкви;  три плана единства Церкви (видимое единство вокруг епископа, единство сердца и мысли, евхаристическое единство во Христе); единство как соборная жертва Церкви. Собственная смерть свщмч. Игнатия как источник евхаристический образов. Антиномичность богословия свщмч. Игнатия.

Тема 8. Другие мужи апостольские и их творения.
Общие сведения об апостоле Варнаве и «Послании ап. Варнавы».   Проблема авторства послания.   Основная тематика послания:  Ветхий Завет как прообразование Нового Завета.   Учение о двух путях. Свщмч. Поликарп Смирнский:  жизнь, сочинения и особенности учения. Свщмч. Папий Иерапольский: жизнь, сочинения и особенности учения.

Тема 9. Общая характеристика периода апологетов.
Апология как литературный жанр (обращение к внешнему миру). Общая характеристика апологетической письменности в Древней Церкви, причины её возникновения и хронологические рамки;  апологии периода апологетов и позднейшего времени. Защита Церкви на основании доводов человеческого разума как общий принцип апологетической антиязыческой письменности. Апологетические произведения, обращённые к язычникам и к иудеям. Виды апологий, обращённых к язычникам, по адресату (обращение к императору, к частному лицу, без адресата);  типовые особенности каждого вида. Неапологетические произведения данного периода. Краткая характеристика письменного церковного наследия этого времени. Подходы гносеологической икономии и акривии у апологетов. Принцип гносеологической икономии (лучшее у язычников – христианство до Христа):  св. Иустин Мученик, Афинагор Афинский. Принцип гносеологической акривии (примесь нечистоты оскверняет всё учение язычников):  Татиан, Ермий, свт. Феофил Антиохийский.   Сведения о жизни Татиана. Учение св. Иустина Мученика о Логосе как богословское основание его икономического подхода.

Тема 10. Св. Иустин Мученик (Философ) и Афинагор Афинский.
Жизнь и сочинения св. Иустина Мученика. Сравнительный анализ Первой апологии св. Иустина Мученика и Апологии Афинагора Афинского: адресат, структура, содержание, основные темы, богословие. Основной метод апологий, адресованных к императорам:  опровержение ложных мнений о христианстве, за которым следует небольшая часть, положительно раскрывающая христианское учение (на примере апологий св. Иустина Мученика и Афинагора).

Тема 11. Свт. Феофил Антиохийский и Послание к Диогнету.
Свщмч. Феофил Антиохийский:  жизнь и сочинения. Первое христианское упоминание термина «Троица» у свщмч. Феофила. Три послания к Автолику свт. Феофила Антиохийского:  структура и основное содержание. Послание к Диогнету:  структура и содержание. Методологические особенности апологий, адресованных к частным лицам:  катехизический характер;  положительное раскрытие христианского учения (на примере Трёх посланий к Автолику и Послания к Диогнету).   Темы «Введения в догматическое богословие» в апологетической письменности Древней Церкви (на примере Трёх посланий к Автолику и Послания к Диогнету):  сущность и энергии в Боге, имена Божии, апофатическое и катафатическое богословие, условия богопознания. Учение о богопознании свщмч. Феофила Антиохийского. Учение о синергии богопознания в Послании к Диогнету.

Тема 12. Западные апологеты.   Марк Минуций Феликс.
Мнения патрологов о датировке произведения Марка Минуция Феликса «Октавий».   Влияние этого текста на Тертуллиана и свщмч. Киприана Карфагенского. Литературный жанр (диалог, судебный спор), структура и содержание «Октавия».   Литературно-риторические особенности «Октавия».   Главный литературно-риторический приём Марка Минуция Феликса: 1. Яркое и риторически сильное обвинение язычником христиан в некоем грехе. 2. Доказательство невозможности подобного у христиан. 3. Направление данного обвинения против самих язычников. 4. Утверждение совершенной далёкости христиан от данного обвинения даже на более тонком духовном уровне. Тематика сущности Божией у Марка Минуция Феликса.

Тема 13. Свт. Мелитон Сардийский.
Жизнь и сочинения свт. Мелитона Сардийского. «О Пасхе»:  литературный жанр (гомилия) и поэтическая форма произведения, его содержание, основные богословские темы и образы.   Соотношение ветхого и нового в богословии свт. Мелитона Сардийского.

Тема 14. Свщмч. Ириней Лионский.    
Жизнь и сочинения свщмч. Иринея Лионского. Св. Ириней Лионский как крупнейший богослов эпохи апологетов;  особое значение свщмч. Иринея для церковного богословия II века. «Пять книг против ересей» («Обличение лжеименного знания»):  общая структура и основные темы. Борьба с гностицизмом. Тема двух Заветов. Христология и сотериология свщмч. Иринея.   Учение об обожении. Значение богословия свщмч. Иринея для последующей святоотеческой мысли (свт. Афанасий Великий, свт. Кирилл Александрийский). Учение свщмч. Иринея о Священном Предании.

Тема 15. Общая характеристика святоотеческой письменности III века.
Изменившаяся ситуация в отношениях Церкви и внешнего мира. Торжество икономических идей св. Иустина Мученика в III веке и их извращение (Климент Александрийский и Ориген – общность и различие подходов). Возникновение систематической экзегезы. Возникновение систематического богословия, внешние причины этого явления.   Общий характер святоотеческой письменности в III веке. Возникновение триадологических споров. Апологии ΙΙΙ века, их особенности.

Тема 16. Тертуллиан.

Жизнь и сочинения Тертуллиана;  три периода его деятельности.
Апология Тертуллиана, её связь с «Октавием» Марка Минуция Феликса.   Риторические приёмы и особенности стиля Тертуллиана.
«О прескрипции против еретиков»:  содержание, основные темы.   Учение Тертуллиана о Предании Церкви;  его общность и отличия от учения свщмч. Иринея Лионского о Предании.   Учение Тертуллиана о богословии и богопознании.

Тема 17. Свщмч. Киприан Карфагенский.

Жизнь и сочинения свщмч. Киприана Карфагенского. «О падших» и «О единстве Церкви»:  единый контекст этих двух произведений, основные темы, богословие.   Канонические основания единства Церкви;  условия отпадения от Церкви. Церковь и епископ. Учение о Церкви как о едином организме;  важность этого учения для церковного богословия.   Учение о природе таинств у свщмч. Киприана (отношение к нему прп. Викентия Леринского;  сравнение с учением свв. Василия Великого и Августина Гиппонского). Письмо 63 «О Чаше Господней»: содержание.   Учение о единой Жертве Христовой.

Тема 18. Св. Ипполит Римский.
Жизнь и сочинения св. Ипполита Римского. Возникновение систематической экзегезы у св. Ипполита и Оригена. Эсхатологическая тематика у св. Ипполита.   «О Христе и антихристе»:  основные темы произведения.

Тема 19. Климент Александрийский.
Жизнь и сочинения Климента Александрийского. Климент Александрийский как наследник богословия св. Иустина Мученика:  тема Божественной икономии в деле проповеди и строительства Церкви.   Новая апологетическая задача Церкви и её осмысление в александрийской богословской школе. «Строматы»:  смысл названия, общая характеристика произведения, главнейшие богословские темы.   Отношение богословия и философии, веры и знания по учению Климента Александрийского. Два пути апологетического богословия, потенциально заложенные в учении Климента Александрийского:  Церковь в мире или мир в Церкви.   Ошибочный путь Оригена.

Тема 20. Ориген.
Жизнь и сочинения Оригена. Ориген как экзегет и богослов. Характеристика оригенизма как христианского платонизма.   Протология и эсхатология Оригена. «О началах»:  общая характеристика произведения. Триадология Оригена, потенциальные возможности двух путей её развития.   Субординационизм во II и в III веке, его причины.   Значение богословия Оригена для позднейших триадологических споров. Значение (положительное и отрицательное) богословия Оригена для позднейшей церковной письменности в целом.   Святые ученики Оригена и оригенисты – различие подходов.

Тема 21. Свт. Дионисий Александрийский и свт. Григорий Неокесарийский.
Универсализм Оригена.   Святые последователи Оригена на Западе и на Востоке:  Дионисий Александрийский и Григорий Неокесарийский;  их жизнь и сочинения.   Путь преемства от Оригена к великим богословам IV века. Символ свт. Григория Неокесарийского, его характеристика как важнейшего источника троического богословия в III веке. «Обличение и оправдание» свт. Дионисия Александрийского: характеристика произведения с точки зрения троического богословия.

Тема 22. Свт. Мефодий Патарский и борьба с оригенизмом.
Оригенизм как явление, его причины.   Главнейшие идеи оригенизма в III веке. Свт. Мефодий Патарский как борец с оригенизмом;  его жизнь и сочинения.   Свт. Мефодий и Ориген как представители александрийской богословской школы и как идейные антагонисты. Тема свободы Бога и человека в трудах свт. Мефодия. «О сотворённом»:  основные богословские темы. Тематика зарождающегося аскетического богословия в оригенизме и у свт. Мефодия (тема духа и плоти как узловая аскетико-богословская проблематика III века и позднейшего времени). «Пир десяти дев»: структура произведения, основные богословские темы.   «О пиявице» (краткая характеристика произведения).

Тема 23. Возникновение и развитие триадологических споров в III веке как следствие оригенизма.
Учение Оригена о внутритроическом бытии (Сын совечен Отцу) и учение о творении (Бог не может не творить) – их взаимное отношение и его интерпретации.   Систематическое богословие Оригена как побудительный мотив к развитию триадологических споров. Критика оригенизма как косвенная причина появления триадологических ересей в III веке.   Критика позиции Оригена в восточных триадологических ересях (у Павла Самосатского, Ария), её характерные особенности (критика учения о творении).   Критика позиции Оригена в западных триадологических ересях (у Маркелла Анкирского), её характерные особенности (критика учения о внутритроических отношениях). Отношение свв. Дионисия Александрийского и Григория Неокесарийского к Оригену и его учению.

Тема 24. Участие Востока и Запада в выработке догмата о Святой Троице в III – IV веках.
Общие тенденции западного (Рим, Александрия) и восточного (Антиохия, Неокесария) богословия в вопросах триадологии.   Два пути:  от Единицы к Троице и от Троицы к Единице. Особенности триадологического учения представителей «западных» ересей III – IV веков:  Савеллия, Маркелла Анкирского. Особенности триадологического учения представителей «восточных» ересей III – IV веков:  Павла Самосатского, Ария, омиусиан (Василия Анкирского). Особенности триадологии «западных» и «восточных» святых (на примере свт. Афанасия Великого и свт. Кирилла Иерусалимского).   Роль и значение в разрешении триадологических споров великих каппадокийцев (свв. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского). Историческая динамика развития формулировки троического догмата;  главнейшие вехи и события.

Тема 25. Свт. Афанасий Великий.
Жизнь и сочинения свт. Афанасия Великого (Александрийского). Значение свт. Афанасия в истории догматической мысли Церкви. Триадологичесская аргументация отцов I Вселенского собора;  термин «единосущный» и выражение «из сущности Отца».   Троическое богословие свт. Афанасия и Маркелла Анкирского: сравнительный анализ. «Слово о воплощении Бога Слова»:  общая характеристика и основные богословские темы произведения.   Христология и сотериология свт. Афанасия, учение об обожении. Свт. Афанасий как наследник богословия свт. Иринея Лионского.

Тема 26. Свт. Кирилл Иерусалимский.
Свт. Кирилл Иерусалимский как представитель «восточной» богословской мысли;  его жизнь и особенности богословия. «Поучения огласительные и тайноводственные»:  обстоятельства появления произведения, общая характеристика и основное содержание каждого поучения.   Учение свт. Кирилла о догматах.   Экклезиология свт. Кирилла; его учение о крещении и Евхаристии. «Поучения» свт. Кирилла и другие катехизические произведения ранней Церкви:  краткий сравнительный анализ (жанр, структура, основные тенденции и идеи).

Тема 27. Свт. Василий Великий.
Жизнь и сочинения свт. Василия Великого (Кесарийского). Троическое богословие свт. Василия;  особенности новоникейского богословия.   Окончательная разработка троической терминологии (термины «сущность», «природа», «ипостась», «лицо», «энергия», «логос сущности», «образ существования» и др.) Учение об именах свв. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского:  основные аргументы полемики с Евномием. Первое и второе канонические послания к Амфилохию свт. Василия:  их важность для современной экклезиологической проблематики; основные идеи.

Тема 28. Свт. Григорий Богослов.
Жизнь и сочинения свт. Григория Богослова (Назианзина). Пять слов о богословии (философии): общая характеристика (Первое и Второе слова – подробно, основные идеи). Духовная поэзия свт. Григория, её особенности, характер, темы, жанры.

Тема 29. Свт. Григорий Нисский.
Жизнь и сочинения свт. Григория Нисского;  его место и значение в святоотеческой письменности. «Об устроении человека»:  основные темы произведения.   Антропология свт. Григория Нисского. «Большое огласительное слово»: основные темы произведения, краткая характеристика.  «О жизни Моисея законодателя»:  учение свт. Григория о пути богопознания.

Тема 30. Александрийская и антиохийская богословские школы.
Общая характеристика александрийской и антиохийской богословских школ. Понятие школы как тенденции богословской мысли и как института. История школ и их главнейшие представители. Узкое (Египет, Сирия) и широкое (Запад, Восток) понимание школ как тенденций богословской мысли. Особенности римского богословия, его отличия от богословия александрийского. Общие особенности «западного» и «восточного» богословия:  сравнительный анализ. Тенденции школ в периоды триадологических и христологических споров.

Тема 31. Свт. Иоанн Златоуст.
Жизнь и сочинения свт. Иоанна Златоуста. Характеристика свт. Иоанна как представителя антиохийской богословской школы. «Огласительные гомилии» свт. Иоанна Златоуста: характер, важнейшие темы, особенности. Тема человеческого усилия, человеческого труда в богословии свт. Иоанна.

Тема 32. Евагрий Понтийский и возникновение аскетического оригенизма.  
Возникновение аскетической письменности и аскетического богословия в IV веке. Жизнь и сочинения Евагрия Понтийского. Оригенизм Оригена и оригенизм Евагрия Понтийского – отличительные особенности;  вклад оригенизма в аскетическое богословие. Троическая схема восхождения человека к Богу:  её интерпретации в оригенизме и в православной мысли.

Тема 33. Прп. Макарий Египетский:  противодействие аскетическому оригенизму в Церкви.
Прп. Макарий Египетский, жизнь и сочинения. Макариев корпус: структура, проблема авторства, общность содержания и главнейших идей. Прп. Макарий как антиоригенист.   Значение ума и сердца у прп. Макария и у Евагрия Понтийского. Два подхода к плоти человека:  преодоление или преображение. Тематика обожения и нетварного света у прп. Макария. Богословие прп. Макария и магистральные аскетико-богословские темы позднейшего святоотеческого богословия.

Тема 34. Преподобные отцы IV – V веков.
Прпп. Антоний Великий, Аммон, Пахомий Великий, Марк Подвижник, Исихий Иерусалимский, Нил Синайский, Исидор Пелусиот, Исаия Отшельник:  жизнеописания и основные труды, учение (основные темы). Прп. Ефрем Сирин:  жизнь и труды.   Антиохийский характер экзегезы прп. Ефрема.

Тема 35. Бл. Амвросий Медиоланский и бл. Августин Иппонский.
Жизнь и сочинения бл. Амвросия Медиоланского. «О тайнах»: основные богословские темы, их характеристика. Жизнь и сочинения бл. Августина Иппонского. Триадология бл. Августина, учение о благодати. Идея двух градов в произведении «Два града»: краткая характеристика.

Тема 36. Прп. Иоанн Кассиан.
Жизнь и сочинения прп. Иоанна Кассиана. Учение прп. Иоанна Кассиана о страстях. «Собеседования египетских отцов», Собеседование аввы Херемона третье (О покровительстве Божием (или о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел)): учение прп. Иоанна о синергии. Вопрос содействия благодати и свободной воли человека в деле человеческого спасения, крайности понимания:  позиции Пелагия и бл. Августина.

Тема 37. Прп. Викентий Леринский.
Жизнь прп. Викентия Леринского. «Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков»: основные идеи произведения. Учение о Священном Предании (в т.ч. сравнительный анализ с учением о Предании Тертуллиана и свт. Иринея Лионского). Учение о развитии догматической науки.

Тема 38. Свт. Кирилл Александрийский.
Жизнь и сочинения свт. Кирилла Александрийского. Характеристика свт. Кирилла как представителя александрийской богословской школы. Христология свт. Кирилла.  Полемика с бл. Феодоритом (12 анафематизмов свт. Кирилла с изъяснениями;  12 глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые): анализ аргументации сторон, слабые и сильные стороны. Сотериология свт. Кирилла. Учение об обожении.  Учение о Евхаристии.  Свт. Кирилл как наследник свт. Афанасия Великого.

Тема 39. Блаж. Феодорит Киррский.
Жизнь и сочинения бл. Феодорита Киррского. Характеристика бл. Феодорита как представителя антиохийской богословской школы. «Краткое изложение божественных догматов» как первое «пособие» по догматическому богословию:  общая характеристика, разделы и основные темы произведения. Сравнительный анализ «Краткого изложения» с прообразами догматико-систематической письменности предшествующего времени («Поучения огласительные и тайноводственные» свт. Кирилла Иерусалимского, «Песнопения таинственные» свт. Григория Богослова).

Тема 40. Основные тенденции аскетического богословия IV – XV веков.
Понятие об аскетическом богословии. Значение аскетического богословия в святоотеческой письменности.  Основные вехи развития аскетической письменности. Синтез аскетического и догматического богословия в церковной письменности. Роль оригенизма в этом процессе;  преодоление оригенизма в аскетическом богословии. Магистральные темы аскетического богословия:  темы духа и плоти, постепенного и законосообразного восхождения человека к Богу, очищения и преображения человеческой природы, обожения всего человека и др. Аскетическое богословие и антропология.

Тема 41. Корпус Ареопагитикум.
Проблема авторства и состав корпуса. Св. Дионисий Ареопагит как историческая личность и как предполагаемый автор корпуса.  Варианты подхода к проблеме авторства;  аргументы «за» и «против». Авторитет «Корпуса Ареопагитикум» и его значение в истории святоотеческой мысли. «О мистическом богословии» и «О Божественных именах»: общая характеристика, богословие. Апофатическое и катафатическое богословие «Корпуса Ареопагитикум» и великих каппадокийцев: сравнительный анализ. «О церковной иерархии»: общая характеристика произведения, его катехизический характер и родство с катехизисами Древней Церкви. Учение о таинствах. Евхаристия как совершенное таинство. Понятие о символе у св. Дионисия Ареопагита, его отношение к реальности.

Тема 42. Богословская проблематика VI века.
Основные богословские задачи, стоящие перед церковной мыслью в VI веке. Св. Юстиниан Великий и борьба с оригенизмом. Анафематизмы V Вселенского собора против оригенистов. Тематика тленного-нетленного Тела Христова;  полемика св. Юстиниана и патр. Анастасия Константинопольского. Два значения слова «тленный». Отношение понятий «обоженный» и «прославленный». Введение в христологию термина «воипостасное» («ενυποστατον»).   Свт. Леонтий Иерусалимский и Леонтий Византийский.

Тема 43. Прп. Максим Исповедник.
Жизнь и сочинения прп. Максима Исповедника. Окончательный разгром аскетического оригенизма прп. Максимом и исполнение им грандиозной задачи Оригена – создании законченной системы богословского знания Церкви. тельный синтез догматического и аскетического знания;  особенности аскетического богословия прп. Максима.                                                     Антиоригенистический метод прп. Максима; сравнение его с антиплатоническим методом св. Дионисия Ареопагита.  Суть метода – максимальное использование «положительных» достижений опровергаемого учения. Дифизитская, диэнергийная и дифилитская христология прп. Максима, её органическая связь с его антиоригенизмом.  Учение о синергии. Сотериология прп. Максима;  его учение о порче человеческой природе и разрыве всего тварного бытия.  Центральное и особое значение человека в бытии космоса;  христоцентризм прп. Максима. Понятие о природной и гномической воле. Любовь как созидающая и единящая сила. «Послание к Иоанну Кубикуларию о любви»: основные темы произведения. Протология и эсхатология прп. Максима. Экклезиология прп. Максима. «Мистагогия»: общая характеристика, основные темы и богословские особенности.  Учение о символах и логосах.

Тема 44. Прп. Анастасий Синаит.
Жизнь и сочинения прп. Анастасия Синаита. Основные темы богословия. Задачи систематического плана, стоящие перед церковной письменностью после богословских трудов прп. Максима Исповедника.  «Путеводитель»:  цель написания, особенности, стиль написания, основные темы, общая характеристика «Путеводителя» как нового типа святоотеческой письменности. Главнейшие принципы, необходимо полагающиеся в основание произведения: опора на логику, опора на Предание Церкви, личный духовный опыт. Учение прп. Анастасия и др. святых отцов о «теле духовном».

Тема 45. Прп. Иоанн Дамаскин.
Жизнь и сочинения прп. Иоанна Дамаскина. Характеристика его эпохи. Звершение формирования нового типа святоотеческой письменности; его отличительные черты («схоластичность», системность, всеохватность, наличие методологических принципов, характерных для научно-патрологических исследований будущего). «Источник знания»:  цель написания, характеристика, структура произведения; сравнительный анализ с «Путеводителем» прп. Анастасия Синаита. Богословская терминология и общекатегориальный аппарат, используемые прп. Иоанном; толкования терминов, восходящие к святым отцам и древнегреческой философии.

Тема 46. Иконоборчество.  Прп. Феодор Студит.
Жизнь и сочинения прп. Феодора Студита.   Сведения о Студийском монастыре в VIII – IX веках. Общая характеристика иконоборчества;  его христологический контекст.  Значение в борьбе с иконоборчеством свв. Германа Константинопольского, Иоанна Дамаскина, Никифора Константинопольского и Феодора Студита. Антииконоборческое богословие прп. Иоанна Дамаскина и прп. Феодора Студита («Три слова в защиту святых икон» прп. Иоанна Дамаскина, «Три опровержения иконоборцев» прп. Феодора Студита): основные аргументы, сравнительный анализ.

Тема 47. Свт. Фотий Константинопольский.
Жизнь и сочинения свт. Фотия Константинопольского. Значение личности свт. Фотия в истории Церкви. Антилатинская полемика свт. Фотия. «Слово тайноводственное о Святом Духе»:  характеристика произведения, аргументация против «filuoque». Аргументация против «filuoque» в XIII веке (Никифор Влеммид и Григорий Кипрский).

Тема 48. Прп. Симеон Новый Богослов.
Жизнь и сочинения прп. Симеона Нового Богослова. Студийский монастырь в X – XI веках. Духовная поэзия прп. Симеона (Гимны): основные темы и особенности. Влияние на прп. Симеона свт. Григория Богослова; триадологическая и христологическая тематика в богословии прп. Симеона. Влияние на прп. Симеона аскетической письменности предшествующего периода. Специфические особенности богословия прп. Симеона и его эпохи;  постепенное смещение богословских акцентов с троического и христологического богословия к эвхаристологически-экклезиологической тематике. Главнейшие аскетические темы богословия прп. Симеона:  необходимость стяжания святости при жизни (и её богословское обоснование), благодатное освящение всего состава человеческой природы (и связанная с ней тема нетварного света). Личностная окраска как особенность литературного творчества прп. Симеона.

Тема 49. Прп. Никита Стифат.
Прп. Никита Стифат как духовный наследник прп. Симеона Нового Богослова;  жизнеописание.   Антилатинская полемика прп. Никиты об опресноках. «О рае»: содержание и основные богословские темы произведения.  Понятие о человеке как о микро- и макрокосме в святоотеческой антропологии и у прп. Никиты.   Учение о ложном и истинном познании.

Тема 50. Свт. Николай Мефонский.
Сочинения свт. Николая Мефонского и его значение для церковной мысли. Евхаристологические ереси XII века (Сотириха Пантевгена и Михаила Глики): их характеристика и противоположный друг другу характер. Учение свт. Николая о единой Жертве Христовой и о том, кому приносится эта Жертва. Антилатинская полемика свт. Николая об опресноках.

Тема 51. Свт. Григорий Палама.
Жизнь и сочинения свт. Григория Паламы; борьба с Варлаамом Калабрийским, Акиндином, Григорой. «Триады в защиту священнобезмолствующих»: основные богословские темы (отношение к внешнему знанию, значение сердца и всего состава человеческой природы в духовном делании, учение об обожении и его проявлениях, соединение человека с Богом через энергии и др.). Богословие сущности и энергий Божиих, его значение для аскетического богословия XIV века. Тематика апофатического и катафатического богословия у свт. Григория. Свт. Григория Палама как духовный наследник богословия прп. Симеона Нового Богослова. Тематика нетварного света и её догматическое и аскетико-богословское обоснование.

Тема 52. Св. Николай Кавасила.
Св. Николай Кавасила как ближайший наследник богословия свв. Симеона Нового Богослова и Григория Паламы. Сочинения св. Николая. «Семь слов о жизни во Христе»: общая характеристика. Учение о таинствах Церкви. Тематика синергии в таинствах у св. Николая. Св. Николай Кавасила как продолжатель и истолкователь идей Николая Мефонского о единой и превышающей время Жертве Христовой. Другие ученики свт. Григория Паламы; митр. Феофан Никейский.

Тема 53. Свв. Симеон Солунский, Марк Эфесский, Геннадий Схоларий.
Понятие о литургическом богословии, главнейшие литургико-богословские тексты.   Свт. Симеон Солунский как духовный наследник еп. Феодора Андидского.   Жизнь и сочинения свт. Симеона. Литургическое учение свт. Симеона о реальном и символическом. Жизнь и сочинения свт. Марка Эфесского.   Глаавнейшие темы его богословия, общая характеристика. Ученик свт. Марка – свт. Геннадий Схоларий, его жизнь и сочинения.   Западные заимствования у свт. Геннадия, их внешний характер.   Введение в православное евхаристическое богословие термина «пресуществление» («μετουσιωσις»); догматическое значение этого термина.

 

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Темы мини-рефератов

5 семестр

1. Дидахи как древнейший катехизис: структура, главнейшие идеи, особенности, учение о таинствах.
2. Пастырь Ерма:  цель написания, особенности жанра, богословие.
3. Главнейшие богословские темы посланий свщмч. Игнатия Антиохийского.
4. Сравнительный анализ учения о Священном Предании у св. Иринея Лионского и Тертуллиана.

6 семестр

1. Основные темы произведений свщмч. Киприана Карфагенского «О падших» и «О единстве Церкви» — общее и особенное.
2. Учение о семенах Слова у св. Иустина Мученика и Климента Александрийского (св. Иустин Мученик «1-ая Апология» и Климент Александрийский «Строматы» (по Кн. 1., гл. 1 – 13, 19 – 20).
3. Первое и второе слова о богословии свт. Григория Богослова: учение о богопознании.
4. Антиохийские мотивы у свт. Иоанна Златоуста (по любому произведению свт. Иоанна Златоуста на выбор).
5. Евагрий Понтийский и прп. Макарий Египетский: два взгляда на плоть (по любым 1 – 2 произведениям каждого автора).

7 семестр

1. Аргументация прп. Иоанна Кассиана по вопросу о совместном действии благодати и воли человека (по Третьему собеседованию аввы Херемона из Собедедований египетских отцов).
2. Аргументация свт. Кирилла Александрийского и бл. Феодорита Киррского при обсуждении 12 анафематизмов свт. Кирилла – сильные и слабые стороны сторон (составляется ввиде таблицы).
3. Богословие Божественных имён по произведению «О Божественных именах» св. Дионисия Ареопагита (пишется по 2-3 главам на выбор).
4. Богословское содержание «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви» прп. Максима Исповедника.
5. Богословское осмысление трёхчастной лествицы, ведущей к Богу, у прп. Максима Исповедника (по «Главам о богословии»).

8 семестр

1. Сравнительный анализ антииконоборческой аргументации прп. Иоанна Дамаскина и прп. Феодора Студита (составляется в виде таблицы).
2. Богословское содержание … гимнов (трёх гимнов на выбор).
3. Влияние прп. Симеона Нового Богослова на богословие свт. Григория Паламы (по 1 – 2 главам на выбор из «Триад в защиту священнобезмолствующих»)

Темы семестровых и курсовых работ

1. Образ Церкви в святоотеческой письменности II века.
2. Свт. Ириней Лионский: апологет и богослов.
3. Христианские апологии II-III веков: сравнительный анализ.
4. Катехизические произведения IV века: сравнительный анализ.
5. Оригенизм и антиоригенизм в III-IV веках.
6. Александрийское влияние в святоотеческой  аскетической письменности.
7. Аскетическая тематика в «доаскетической» церковной письменности (I – III века).
8. Александрийское влияние в святоотеческой аскетической письменности.
9. Учение о гармонии в богословии (космологии, антропологии, сотериологии) прп. Максима Исповедника.
10. Богословско-поэтическое наследие свт. Григория Богослова и прп. Симеона Нового Богослова: сравнительный анализ.
11. Гимны прп. Симеона Нового Богослова: богословская тематика, образы, особенности литературного стиля.
12. Догматико-богословское основание практики применения квасного хлеба в Евхаристии по трудам святых отцов XI – XII веков.
1. Богословие свщмч. Игнатия Антиохийского, его место и роль в истории святоотеческой мысли.
2. Оригенизм и антиоригенизм в III – IV веках.
3. Признаки антиохийской богословской школы в творениях свт. Иоанна Златоуста.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основные пособия
Всеволод (Филиппьев), инок. Путь святых отцов. Джорданвилль, 2006.
Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 2005.
Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV века. Минск, 2006.

Дополнительные пособия
Сагарда Н. И. Лекции по патрологии. I – IV века. М., 2004.
Скурат К. Е. Воспоминания и труды по патрологии (I – V века). Яхрома, 2006.
Киприан (Керн), архим. Патрология. Париж-Москва, 1996.
Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.
Иоанн Попов, муч. Патрология. Тверь, 2006.
Попов И. В., муч. Труды по патрологии. Т. 2, 3. Святые отцы II – IV веков. Сергиев Посад. 2004.
Епифанович С. Л. Лекции по патрологии. СПб.: Воскресение, 2010.
Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. В 3-х тт. Сергиев Посад, 1996. (Репринт: СПб., 1859.)
Амман А. Путь отцов. М., 1994.
Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994.
Скворцев К. Философия Отцов и учителей Церкви (период апологетов). Киев, 2003.
Фокин. А. Р. Латинская Патрология. Т I. М., 2005.
Лурье В. М. История византийской философии. СПб., 2006.
Пеликан Я. Христианская традиция. Т. 1. Возникновение кафолической традиции. М., 2007.
Бер И. Путь к Никее. Тверь, 2006.
Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2005.

Основные источники
Дидахи. // Писания мужей апостольских. М., 2003.
Пастырь Ерма. // Писания мужей апостольских. М., 2003.
Послание Варнавы. // Писания мужей апостольских. М., 2003.
Игнатий Антиохийский, свщмч. Послания (К ефесянам. К магнезийцам. К траллийцам. К рямлянам. К филадельфийцам. К смирнянам. К Поликарпу Смирнскому.) // Писания мужей апостольских. М., 2003.
Климент Римский, свщмч. Первое послание к коринфянам. // Писания мужей апостольских. М., 2003.
Иустин Мученик, св. Первая апология. // Памятники древнехристианской письменности. М., 2005.
Афинагор. Прошение о христианах. // Апологеты. СПб.: Сатис, 2007.
Татиан. Речь к эллинам. // Апологеты. СПб.: Сатис, 2007.
Ермий. Осмеяние языческих философов. // Апологеты. СПб.: Сатис, 2007.
Феофил Антиохийский, свт. Первое послание к автолику. / Послания к Автолику. М., 2000.
Послание к Диогнету. // Памятники древнехристианской письменности. М., 2005.
Мелитон Сардийский, свт. О Пасхе. http://www.orthlib.ru/Meliton/paskha.html
Марк Минуций Феликс. Октавий. // Апологеты. СПб.: Сатис, 2007.
Ириней Лионский, свт. 5 книг против ересей. СПб., 2008. (читать: Кн. III (Гл. 1 – 4), V (Гл. 6 – 14; 20 – 21)).
Тертуллиан. О прескрипции против еретиков.
Киприан Карфагенский, свщмч. О падших.
Киприан Карфагенский, свщмч. О единстве Церкви.
Киприан Карфагенский, свщмч. Письмо 63.   О таинстве Чаши Господней.
Ипполит Римский, свт. О Христе и антихристе.
Климент Александрийский. Строматы. (читать отдельные главы, указанные в программе)
Дионисий Александрийский, свт. Обличение и оправдание.
Григорий Неокесарийский, свт. Символ веры.
Мефодий Патарский, свт. Пир десяти дев.
Мефодий Патарский, свт. О пиявице.
Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. / Творения в 4-х тт. Т. 1. М., 1994. С. 191 – 264.
Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1900. (Читать по 2 – 3 страницы из каждого поучения на выбор студента)
Василий Великий, свт. Первое каноническое послание к Амфилохию. Правило 1. / Письма о духовной жизни. М., 2007. С. 192 – 196.
Василий Великий, свт. Второе каноническое послание к Амфилохию. Правило 47. / Письма о духовной жизни. М., 2007. С. 220 – 221.
Григорий Богослов, свт. Слово 27, против евномиан и о богословии первое или предварительное. / Собрание творений в 2-х тт. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. (Репринт: СПб., б/г.) С. 385 – 391.
Григорий Богослов, свт. Слово 28, о богословии второе. / Собрание творений в 2-х тт. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. (Репринт: СПб., б/г.) С. 391 – 413.
Григорий Богослов, свт. Песнопения таинственные. / Собрание творений в 2-х тт. Т. 2. Сергиев Посад, 1994. (Репринт: СПб., б/г.) С. 19 – 52.
Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995. (Читать по 1 – 2 страницы из каждой главы на выбор студента)
Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. (Выборочно – см. указания в программе)
Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. / Догматические сочинения в 2-х тт. Т.1. Краснодар, 2006. С. 9 – 57.
Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. Тверь, 2006. (Выборочно – см. указания в программе)
Евагрий Понтийский. Творения. М., 1994. (Любое произведение на выбор студента)
Макарий Египетский, прп. (Любые три слова или поучения на выбор студента)
Иоанн Кассиан, прп. Собеседования египетских отцов / Собеседование аввы Херемона третье (О покровительстве Божием (или о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел)). М., 2003. С. 437 – 470.
Викентий Леринский, прп. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков. СПб., 2000.
Максим Исповедник, прп. Мистагогия / Творения: в 2-х тт. Т. 1. М.: Мартис, 1993. С. 154 – 184.
Максим Исповедник, прп. Послание Иоанну Кубикуларию о любви / Творения: в 2-х тт. Т. 1. М.: Мартис, 1993.
Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания. (Читать по 1 – 2 главе из каждой части на выбор студента)
Симеон Новый Богослов, прп. Гимны. (Читать 3 – 5 гимнов на выбор студента)
Никита Стифат, прп. О рае.
Григорий Палама, свт. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995. (Читать любую часть на выбор студента)
Николай Кавасила, св. Семь слов о жизни во Христе. 4 слово. М., 2007.

Дополнительные источники
Климент Римский, свщмч. Второе послание к коринфянам. // Писания мужей апостольских. М., 2003.
Иустин Мученик, св. Вторая апология. // Памятники древнехристианской письменности. М., 2005.
Иустин Мученик, св.Разговор с Трифоном иудеем. // Памятники древнехристианской письменности. М., 2005.
Феофил Антиохийский, свт. Послания к Автолику. М., 2000. (2 и 3 послания.)
Афанасий Великий, свт. 1 – 4 слова на ариан. / Творения в 4-х тт. Т. 2. М., 1994.
Афанасий Великий, свт. Слово на язычников. / Творения в 4-х тт. Т. 2. М., 1994.
Василий Великий, свт. Беседы на шестоднев. / Творения в 2-х тт. Т. 1. СПб., 1911.
Григорий Богослов, свт. Слова 29 – 31, о богословии третье – пятое. / Собрание творений в 2-х тт. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. (Репринт: СПб., б/г.)
Амвросий Медиоланский, свт. Объяснение символа. О таинствах. О тайнах: Пер. с лат. свящ. А. Гриня. СПб.: СПбДА, 2002.
Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. // Преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова слова духовно-нравственные. М., 1995.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
www.bogoslov.ru — научный богословский портал «Богослов.ру»
www.portal-slovo.ru — образовательный портал «Слово»
www.azbyka.ru – образовательный портал «Азбука веры»
www.pravenc.ru — официальный сайт Православной энциклопедии

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • компьютер
  • интерактивная доска
  • проектор