Естественнонаучная апологетика

Естественнонаучная апологетика. Рабочая программа дисциплины. Бакалавриат, направление  «Подготовка служителей Русской Православной Церкви», профиль подготовки «Православное практическое богословие». Разработчик(и): преподаватель прот. Кирилл Копейкин.   –  СПб., 2015.

Организационно-методический раздел

Рабочая программа учебной дисциплины «Естественнонаучная апологетика» составлена в соответствии с учебным планом подготовки академических бакалавров по направлению «Подготовка служителей Русской Православной Церкви» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и утвержденными стандартами и положениями Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования «Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви» (далее – Академия).

1. Цели освоения дисциплины

Цель курса «Естественнонаучная апологетика» – познакомить студентов бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии с богословскими предпосылками и теологическими экспликациями современной научной картины мира; определить соотношение библейского и естественнонаучного взглядов на мир; показать мировоззренческие особенности научного взгляда на мир в контексте вероучения Православной церкви. Цель курса соотносится с требованием ФГОС Теология, который предполагает изучение сфер науки и просвещения, религиозной культуры и философии (ФГОС Теология п. 4.1)

Изучение Естественнонаучной апологетики требует решения следующих задач:

  • познакомить студентов с богословскими и социально-культурными предпосылками возникновения современной науки;
  • дать полноценное представление об основных теологических экспликациях современной науки и их соотнесённости с преданием Православной Церкви;
  • показать место и значение науки в формировании современной картины мира, охарактеризовать ее влияние на философскую и культурную традиции;
  • помочь осмыслить основополагающие духовные ценности и определяемое ими религиозное мировосприятие в систематическом единстве в современном мировоззренческом контексте.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Естественнонаучная апологетика» входит в базовую часть ООП и является обязательной для изучения. Курс «Естественнонаучная апологетика» взаимосвязан и имеет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: Концепции современного естествознания, Основное богословие.
Для успешного изучения дисциплины обучающемуся необходимы знания по Истории философии, Догматическому богословию.
Для изучения дисциплины выделен один семестр обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы,72 часа, из которых68часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (38часов – занятия лекционного типа,30 часов – занятия семинарского типа,10 часов – контроль самостоятельной работы студентов). Форма итогового контроля дисциплины: экзамен (4часа).

3. Компетенции (навыки) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся приобретает следующие общекультурные компетенции (ОК), указанные в ФГОС Теология:

  • способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
  •  способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
  • способностью использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития (ОК-10).

Данные компетенции соотносятся с общекультурными компетенциями, представленные в ООП Теология СПбПДА РПЦ, в частности:

  • способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества  для формирования гражданской позиции (ОК-2);
  •  способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

В результате освоения дисциплины обучающийся приобретает следующие общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности теолога на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и  с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
  • способностью использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач (ОПК-2);

В результате освоения дисциплины обучающийся приобретает следующие профессиональные компетенции (ПК):

  • способностью использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования (ПК-1);
  • готовностью применять основные принципы и методы научно-богословских исследований, учитывая единство теологического знания (ПК-2);
  • готовностью выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях (ПК-3);
  • способностью оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты (ПК-4);
  • способностьприменять базовые и специальные теологические знаниякрешению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8);

Данные компетенции соотносятся с профессиональными компетенциями, представленные в ООП Теология СПбПДА РПЦ, в частности:

  • способностью актуализировать представления в области богословия и духовно-нравственной культуры для различных аудиторий, разрабатывать элементы образовательных программ (ПК-5);
  • способностью вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях (ПК-7);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • историю, причины формирования и основное содержание проблематики взаимодействия естественнонаучного и богословского знания;
  • содержание понятий «наука» и «религия» и контекст их формирования в западноевропейской культуре эпохи Модерна;
  • современную полемику о содержании и характере влияния богословия на процесс становления науки Нового времени;
  • мировоззренческие проблемы, возникающие в процессе осмысления современной научной картины мира.

Уметь:

  • готовить публичные выступления по проблеме взаимоотношений науки и религии в исторической и теоретической перспективе;
  • вести самостоятельную научно-исследовательскую деятельность в рамках направления «естественнонаучная апологетика».

Владеть:

  • навыками общения с аудиторией и способностью объяснить взаимовлияние естественнонаучных и богословских представлений;
  • историческими методами анализа взаимовлияние естественнонаучных и богословских концепций;
  • богословскими методами анализа научных парадигм.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.

Тематическое содержание курса

1.    Современное состояние проблемы соотношения науки и теологии.
Наука и теология в России. Научный атеизм. Вопрос Нидэма: «Почему Ньютон появился в Англии, а не в Китае?» Особенности новоевропейской науки. Библия и Книга Природы. Синтаксис, семантика, прагматика. Тео-рия как Бого-видение. Э. Шрёдингер о научной «картине мира» и её границах. Проблема «места» законов природы, природы сознания, определения жизни. Вопрос о Творце. Шрёдингер о необходимости расширения научной методологии.

2.    Античные истоки современной науки.
Осевое время. «Греческое чудо». Индивидуализация сознания. Рационализация мышления. Античная математика. Пифагор: θεωρία и μάθημα. Открытие доказательства. «Всё есть число». Harmoniamundi. Рождение философии: Гераклид и Парменид. Апории Зенона. Платон как пифагореец. Идея и материя. Познание как ανάμνησις. Платоновские «физика»: «Тимей». Аристотель и его физика. Сущность в вещах. Греческая наука. «Начала» Эвклида.

3.    Библейские истоки современной науки.
Особенности библейского текста. Космос и олам. Шестоднев — библейское повествование о творении мира. Мир из ничего. Новая онтология тварности. Небо, земля и твердь. Начало и начала. Начала и законы.

4.    Христианские корни современной науки.
Боговоплощение. Рождение личности. Сущность, личность, ипостась. Новое понимание природы человека: смещение акцента со знания на веру и волю. Христианская гносеология: целостное опытное знание. ВарлаамКалабрийский и свт. Григорий Палама. Средневековая наука как theologianaturalis. Книга Природы и Книга Откровения. Средневековая схоластика. Схоластический реализм.

5.    Герметический Ренессанс. Эксперимент, магия, техника.
Герметизм. МарсилиоФичино, Пико деллаМирандолла. Джордано Бруно и Николай Коперник. Оккультные практики и научный метод — продукт алхимического котла средневековья. Эмпиризм и экспериментализм. Магия и техника.

6.    Рождение современной науки. Бэкон: Regnumhominis и «Дом Соломона».
Проблема общезначимого знания. Поиск райского языка Адама. Книга Природы. Возвращение к райской адамовой мудрости и построение «царства человека». «Новая Атлантида» и «Коллегия шести дней творения». Этос науки Нового времени (Р. Мертон). Роберт Фладд и Иоганн Кеплер.Телескоп и преодоление границы между «небесным» и «земным» мирами. Математизация природы. Истина науки и истина Откровения. Увещание Галилея. Осуждение Галилея.

7.    Картезианская физика и метафизика.
Новая онтология: rescogitans и resextensa. «Рассуждение о методе» как MathesisUniversalis — «универсальная характеристика». Операционализм и алгебраизация. Аналитическая геометрия. Объективация как описание соотнесённости качеств. Десубстанциализация мира. Переосмысление природы как материи. И. Кант о метафизике материи.

8.    Ньютоновская парадигма классической науки.
Ньютоновская теология: постижение Творца через постижение структуры мироздания. Ньютон — «мессия». Ньютоновская «картина мира». TheLordGodofDominion.

9.    Природа физической реальности.
Научная революция начала ХХ века: квантовая механика и теория относительности. «Необъективность» качеств. Парадокс Эйнштейна — Подольского — Розена, парадокс кота Шрёдингера и парадокс друга Вигнера. Неравенства Белла и их экспериментальная проверка. Объективный предел объект(ив)ности. Проблема онтологической интерпретации квантовой физики. Проблема онтологической интерпретации теории относительности. «Внутренняя сторона» реальности.

10.    Герменевтика Книги Природы. Теология и наука сегодня.
Научная «картина мира» и её границы. «Три великие проблемы физики» В. Л. Гинзбурга. 45 порядков Вселенной. Проблема Творца. Герменевтика Книги Природы. Теология и наука сегодня.

Семинары по Естественнонаучной апологетике

Цель семинарских занятий по курсу «Естественнонаучная апологетика» — сформировать у студентов взвешенный и последовательный взгляд на проблематику взаимодействия науки и религии. Поставлены следующие задачи – углубить знания студентов по соответствующим разделам лекционного курса, показать альтернативный характер точек зрения на проблемы взаимодействия науки и религии, научить студентов основным аргументам в научной полемике вокруг проблем взаимодействия науки и религии

Примеры семинаров:

Семинар 1. Галилей и Католическая церковь.

Вопросы к семинару:
1.    Претензии Католической церкви к теории Галилея.
2.    Увещание Галилея.
3.    Процесс над Галилеем.
4.    Определение по делу Галилея.
5.    Реабилитация Галилея и её последствия.

Литература:
1.    Выгодский М. Я. Галилей и инквизиция. М.-Л.: Гостехтеориздат, 1934.
2.    Галилей Г. Пробирных дел мастер / Пер. Ю. А. Данилова. М.: Наука, 1987.
3.    Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира — птоломеевой и коперниковой / пер. А. И. Долгова. М.; Л.: ОГИЗ СССР, Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1948.
4.    Дмитриев И. С. Увещание Галилея. СПб.: Нестор-История, 2006.
5.    Дмитриев И. С. Искушение святого Коперника: ненаучные корни научной революции. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006.
6.    Койре А. Галилей и Платон // Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1985. С. 128–153
7.    Косарева Л. М. Методологические проблемы развития науки: Галилей и становление экспериментального естествознания // Косарева Л. М.Рождение науки нового времени из духа культуры. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. С. 311–344.
8.    Фантоли А. Галилей: в защиту учения Коперника и достоинства святой Церкви. М.: МИК, 1999.
9.    Хаммель Ч. Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия. М.: Триада, 2001.

Семинар 2. Идея материи.

Вопросы к семинару:
1.    Идея материи в античном платонизме.
2.    Материя у Аристотеля.
3.    Переосмысление материи в контексте новоевропейской науки.
4.    Христианское понимание материи.
5.    Сотериология и онтология.

Литература:
1.    Антоний, митр. Сурожский. Диалог об атеизме и последнем суде // Антоний, митр. Сурожский. Человек перед Богом / сост. Е. Л. Майданович. М.: Паломник, 2001. С. 42–56.
2.    Антоний, митр. Сурожский. Православная философия материи // Антоний, митр. Сурожский. Человек перед Богом / сост. Е. Л. Майданович. М.: Паломник, 2001. С. 252–253.
3.    Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М.: Наука, 1988.
4.    Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М., Изд. Савин С.А., 2008.
5.    Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.) Формирование научных программ Нового времени. М.: Наука, 1987. C. 375–428.
6.    Кант И. Метафизические начала естествознания // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 6 / ред. Т. И. Ойзерман. М.: Мысль, 1966. С. 53–176.
7.    Кант И. Об основанном на априорных принципах переходе от метафизических начал естествознания к физике // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 6 / ред. Т. И. Ойзерман. М.: Мысль, 1966. С. 589–651.
8.    Никулин Д. В. Пространство и время в метафизике XVII века. Новосибирск: Наука: Сиб. изд. фирма, 1993.
9.    Попов И. В. Идея обожения в древневосточной церкви. М., 1909.

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Контрольные вопросы по курсу

1.    Христианская гносеология: целостное опытное знание. ВарлаамКалабрийский и свт. Григорий Палама.
2.    Средневековая наука как theologianaturalis. Книга Природы и Книга Откровения. Схоластический реализм.
3.    Оккультные практики и научный метод. Эмпиризм и экспериментализм.
4.    Бэкон и Книга природы. «Новая Атлантида» и «Коллегия шести дней творения».
5.    Галилеевский телескоп и преодоление границы между «небесным» и «земным» мирами. Математизация природы.
6.    Теория и богословие. Процесс над Галилеем.
7.    Объективация как описание соотнесённости качеств. Десубстанциализация мира. Переосмысление природы как материи. Кант о метафизике материи.
8.    Разделение мира Декартом на rescogitans и resextensa. «Рассуждение о методе».
9.    Ньютоновская теология и физика.
10.    Монадология Лейбница. Мышление как вычисление и искусственный интеллект.
11.    Атомизм на пороге ХХ в. Введение понятия кванта. Детерминизм, случайность и божественный промысел. Проблема онтологической интерпретации квантовой физики.
12.    Специальная теория относительности: свет как граница видимого и невидимого миров. Физика на грани метафизики.
13.    Общая теория относительности. Структура и динамика пространства-времени. «Большой взрыв» и библейское повествование о творении мира. Тёмная материя и тёмная энергия.
14.    Научная «картина мира» и её границы.
15.    Герменевтика Книги Природы. Богословие сегодня.

Темы семестровых и курсовых работ

1.    Православное понимание креационизма.
2.    Святоотеческое учение о творении мира «из ничего».
3.    Толкование на Быт 1:1 «В начале…».
4.    Зарождение научного знания в Античности.
5.    Христианский универсализм и поиск универсальных языков в Средние века.
6.    Наука как натуральная магия в Средневековье.
7.    Герметизм и становление науки Нового времени.
8.    Формирование гелиоцентрической картины мира: мистические и рациональные корни.
9.    Философско-теологические предпосылки механики Ньютона.
10.    Феномен Научной революции как историческая и теоретическая проблема.
11.    Религиозно-философские основания науки Нового времени.
12.    Материя и таинства.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основная литература
1.    Апологетика / Сост. свящ. Павел Великанов, А. И. Осипов. // Православная энциклопедия. Т. III, М., 2001, С. 75-91. URL: http://www.pravenc.ru/text/75696.html
2.    Копейкин К., прот. Что есть реальность? Размышляя над произведениями Эрвина Шрёдингера. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. 138 с.
3.    Копейкин К. В. Наука и теология: современный российский контекст // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение, 2013. Т. 2. С. 266-289. URL:http://mephi.ru/upload/files/kopeynik.pdf
4.    Копейкин К. В. Богословие творения и проблема интерпретации теоретической физики // Богословие творения / Ред. А. Бодров и М. Толстолуженко (Серия «Богословие и наука). М.: Издательство ББИ, 2013. С. 155-178.
5.    Копейкин К. В. Harmoniаmundi: в поисках со-Глас-и-Я макро- и микро-космос ’а // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение, 2011. Т. 1. С. 88-109. URL:http://scitheol.org/wp-content/uploads/2012/05/kopeikin-harmonia-mundi.pdf
6.    Копейкин К., прот. «Души» атомов и «атомы» души: Вольфганг Эрнст Паули, Карл Густав Юнг и «три великих проблемы физики». URL:http://ufn.ru/tribune/trib151208.pdf

Рекомендуемая литература
1.    Ахутин А. В. Понятие “природа” в античности и в Новое время (“фюсис” и “натура”). М., 1988.
2.    Брук Дж. Х. Наука и религия: Историческая перспектива. М., 2004.
3.    Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.
4.   Гайденко П. П.Христианствоигенезис новоевропейского естествознания// Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 44-87.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Article/Gaid_HrGen.php
5.    Два града. Диалог науки и религии: Восточно- и Западноевропейская традиции. М., 2002.
6.    Дмитриев И. С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. СПб., 1999.
7.    Дмитриев И. С. Искушение святого Коперника. Ненаучные корни научной революции. СПб., 2006.
8.    Дмитриев И. С. Увещание Галилея. СПб., 2006.
9.    Дмитриев И. С. Упрямый Галилей. М.: 2015.
10. Ирхин В. Ю., Кацнельсон М. И. Уставы небес. 16 глав о науке и вере. URL:http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ordinanceshtm.shtml
11.    Ирхин В. Ю., Кацнельсон М. И. Крылья Феникса. Введение в квантовую мифофизику. URL: http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/fenix.shtml
12.    Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000.
13.    Каллист, епископ Диоклийский. Через творение к Творцу. М.: Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, 1998.
14.    КатасоновВ. Н. Метафизическая математика XVII в. М., 1993.
15.    Катасонов В. Н. Боровшийся с бесконечным. Философско-религиозные аспекты генезиса теории множеств Г. Кантора. М., 1999.
16.    Кожев А. Христианское происхождение науки // Кожев А. Атеизм и другие работы. М., 2006.
17.    Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.
18.    Менский М. Б. Человек и квантовый мир. Фрязино, 2005.
19.    Мольтман Ю. Наука и мудрость: К диалогу естественных наук и богословия. М., 2005.
20.    Наука и богословие: антропологическая перспектива. М., 2004.
21.    Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход. М., 2006.
22.    Нестерук А. Логос и космос. Богословие, наука и православное предание. М., 2006.
23.    Павленко А. Теория и театр. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
24.    Паули В. Влияние архетипических представлений на формирование естественнонаучных теорий у Кеплера // Паули В. Физические очерки. М., 1975. С. 137-175.
25.    Пикок А. От науки к Богу: Новые грани восприятия религии. М., 2002.
26.    Полкинхорн Дж. Вера глазами физика: богословские заметки мыслителя «снизу-вверх». М., 1998.
27.    Сапрыкин Д. Л. Regnumhominis (Имперский проект Френсиса Бэкона). М., 2001.
28.    Сёрл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
29.    Философско-религиозные истоки науки. М., 1997.
30.    Хеллер М. Творческий конфликт. О проблемах взаимодействия научного и религиозного мировоззрения. М., 2005.
31.    Хорган Дж. Конец науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб., 2001.
32.    Шрёдингер Э. Разум и материя. Ижевск, 2000.
33.    Шрёдингер Э. Мой взгляд на мир. М., 2005.
34.    Яки С. Спаситель науки. М., 1992.
35.    Яки С. Бог и космологи. Долгопрудный, 1993.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
www.bogoslov.ru- научный богословский портал «Богослов.ру»
www.pravenc.ru- официальный сайт Православной энциклопедии
www.scitheol.org- сайт Научно-богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • компьютер
  • проектор